Андрей Валиев. Как мы уберизируем рынок авторемонта
Техосмотр с доставкой на домИдею проекта «МойМеханик» нам подсказал рынок частного извоза, который несколько лет назад кардинально изменился благодаря появлению «Яндекс.Такси», Gett и Uber.
В Москве почти 4 млн легковых автомобилей, в Московской области — ещё около 3 млн. Годовая выручка компаний, которые занимаются их обслуживанием и ремонтом (то есть официальных дилеров, специализированных автосервисов и гаражных мастеров), превышает 80 млрд рублей. Мы хотим отвоевать часть этого огромного рынка, подвергнув его «уберизации».
Интернет-сервис «Моймеханик.рф», который мы развиваем, позволяет автовладельцу вызвать квалифицированного механика вместе с необходимым оборудованием и запчастями в любую часть города. На выезде можно оказать примерно половину услуг. Речь не только о техобслуживании. Для замены колодок, ремонта электрики, диагностики и подготовки к зиме тоже необязательно везти автомобиль в сервис. Вот покраска, кузовные работы и работы, требующие подъёмника или специального оборудования, — это уже не к нам.
Идею проекта нам подсказал рынок частного извоза, который несколько лет назад кардинально изменился благодаря появлению «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Стоимость поездок ощутимо снизилась, ценообразование стало прозрачным, и даже не самые обеспеченные клиенты получили возможность передвигаться не на разбитых Daewoo Nexia, а на новых и чистых машинах.
В Москве хватает квалифицированных мастеров, поэтому мы смогли установить достаточно жёсткие требования к тем, кто хочет с нами сотрудничать. Обязательное условие — как минимум десятилетний опыт. Это необходимо, потому что сервис даёт гарантию на год или на 12 000 км. 30% наших механиков раньше работали у официальных дилеров, остальные — в обычных сервисных центрах. Мотивация у людей разная. Кого-то привлекает свободный график. Кто-то хочет заниматься любимым делом и не зависеть при этом от «дяди».
Всерьёз конкурировать с официальными дилерами за ремонт «гарантийных» машин мы, разумеется, не можем. Наши конкуренты — неофициальные и так называемые клубные сервисы. Средний возраст московского автомобиля — почти десять лет. Пространство для работы у нас есть.
Запчасти мы покупаем либо оригинальные, либо качественные аналоги, если клиент хочет сэкономить. Оригинальные запчасти берём у производителя, так же как и официальные дилеры. В остальных случаях покупаем только у компаний, обладающих необходимыми лицензиями. Под каждый новый заказ мы заказываем запчасти отдельно, и это позволяет отказаться от содержания собственного склада. Кроме того, мы экономим на аренде, коммунальных платежах и других сопутствующих расходах. Таким образом, мобильность — наше первое преимущество перед традиционными сервисами, цены — второе.
За ТО Hyundai Solaris выездной мастер возьмёт 5000 рублей, специализированный сервис — 5800, а официальный дилер — 9000. Владельцу Renault Logan, ещё одной популярной иномарки, у нас обслуживание обойдётся в 5700 рублей, в неофициальном сервисе — в 6500, а в официальном — в 7300. За ТО Ford Focus наш мастер возьмёт 5800 рублей, неофициальный сервис — 6400, официальный — 8800.
По мере развития проекта мы, конечно, сталкивались с различными проблемами такими как текучка кадров, недоверие к качеству обслуживания, сложная логистика запчастей и слишком долгое передвижение по городу из-за трафика. Но в целом гипотеза о том, что «уберизация» ремонта автомобилей возможна, пока подтверждается. Мы участвовали в акселераторе Фонда развития интернет-инициатив, и за три месяца нам удалось масштабировать бизнес-модель, увеличив оборот в восемь раз — до 400 000 рублей в месяц. К концу 2015 года мы достигли отметки в 1 млн рублей. Надеемся, это только начало.
Ещё одна причина, почему мы думаем, что у нас всё получится, состоит в том, что похожая служба уже работает и пользуется популярностью в США. Стартап Yourmechanic был запущен в 2011 году, в 2012-м получил посевные инвестиции в размере $1,8 млн от Y Combinator, CrunchFund и SV Angel. К настоящему времени Yourmechanic обслужил 350 000 запросов от клиентов в 300 городах. Экономия для автовладельцев, которые пользуются его услугами, составляет 50%, если сравнивать с официальными дилерами, и 25% — по сравнению с неофициальными. Всё примерно как у нас.
Фотография на обложке: Руслан Кривобок / РИА