secretmag.ru
Опубликовано 11 декабря 2015, 08:00

Арсен Исрапилов. Соцсети не то, чем кажутся

Настоящее и будущее новых медиа

На заре интернета его апостолами были поисковики, которые направляли пользователей в океане информации, раздавая трафик на различные площадки. В социальных сетях искомый контент уже есть. Когда мы получим новые средства поиска внутри социальных медиа, ландшафт сетевого пространства изменится окончательно.

Арсен Исрапилов. Соцсети не то, чем кажутся

Социальные сети за годы своего развития превратились из средства поиска людей в сложный живой механизм, функции которого выходят далеко за пределы установления контактов с одним или несколькими людьми. Это и площадки для общения, и трибуны для выражения мнения, и источники информации, и развлекательные платформы. Чем не интернет в интернете?

Как всё начиналось

В начале была школа. Главным драйвером развития социальных сетей было восстановление утраченных связей с одноклассниками, друзьями или родственниками — с теми, с кем пользователь давно не виделся, или с теми, кто находится далеко, в другом городе или стране.

Залогом первоначального успеха «Одноклассников» стало именно название проекта — на территории бывшего СССР школа исторически играла важнейшую роль в жизни людей. Встречи одноклассников спустя годы после окончания — значимое, яркое событие в жизни многих. Особенно эту ностальгию чувствуют люди среднего возраста, те, кто давно не встречался с давними друзьями. На начальном этапе развития проекта именно ностальгия привела к нам большое количество людей среднего и старшего возраста.

Развитие сопровождалось бурным ростом аудитории интернета в России и во всём мире. В 2006 году уровень проникновения интернета в России не превышал 20%. В 2015 году — уже свыше 65%. В первые годы жизни соцсети годовой рост аудитории мог легко превышать 100%. Мы знаем, что были люди, которые подключались к сети исключительно ради пользования «Одноклассниками». Была даже шутка такая:

— Интернетом пользуешься? — Нет. — А «Одноклассниками»? — «Одноклассниками» — да.

Затем пришло время мессенджеров. Технология, в принципе, была хорошо знакома пользователям — на пике находился ICQ, самый популярный на тот момент сервис по обмену сообщениями. Для многих, кто пришёл в соцсеть и был новичком в интернете, месседжинг начал становиться альтернативой SMS. Заглядывая дальше, мы понимаем, что круг эволюции снова проходит через эту орбиту. Обратите внимание, сейчас, на фоне избытка информации, для многих основной ценностью вновь становится личное общение. Мессенджеры Telegram, WhatsApp и Viber уже фактически полностью вытеснили SMS именно по этой причине.

В дальнейшем эволюция социальных сетей была подстёгнута появлением новых инструментов для производства контента. В 2005–2006 годах в России на пик вышли продажи цифровых фотоаппаратов. Возможность загружать фотографии дала стимул к росту популярности фотоконтента в интернете. Одновременно начался бум смартфонов. Теперь нет необходимости переписывать информацию с карты памяти — всё можно сделать с помощью мобильных приложений. Этот тренд дал новый виток популярности фотоконтента в соцсетях.

Примерно такая же история произошла с музыкой. За последние годы аудиостриминг становится всё более популярным, он уже опережает проигрывание скачанных треков. Произошло становление целой плеяды сервисов — Spotify, Deezer и других. Эволюцию потребления аудио обеспечили опять же развитие мобильных устройств и появление быстрого мобильного интернета. Я с нетерпением жду развития платформ Apple CarPlay, Android Auto, которые, помимо дальнейшего развития стриминг-платформ, могут привести к серьёзному влиянию на классические радиостанции.

И это не всё. Прекрасная история развития видео в интернете сейчас находится на своём пике. Эволюция смартфонов и их камер, массовое применение видеорегистраторов — всё это привело к тому, что выгрузка видеороликов в Сеть стала массовым явлением. Бюджеты на видеорекламу растут, заставляя площадки заниматься развитием видео. Правообладатели уделяют большое внимание распространению своего контента в социальных сетях, и за последние два-три года в нашем распоряжении оказалось огромное количество лицензионного контента. При этом благодаря соцсетям просмотр видео стал более социальным — за счёт виральности и стремительного распространения по социальному графу. «Одноклассники» недавно установили новый рекорд и пробили отметку 300 млн просмотров видео в сутки.

Революция в потреблении фото-, аудио- и видеоконтента привела к тому, что тон и характер эволюции сетевого пространства стали задавать сервисные платформы, которые сумели адаптироваться под новый тренд и переформатироваться с площадок для общения в провайдеров релевантной информации. Остро вставал вопрос регулирования контента, и органичным способом удовлетворять новые потребности пользователей стал приход в соцсети медиа со своими официальными представительствами, что, по сути, решало вопрос авторизации.

Content is the king

Самая важная примета текущего момента: 50% аудитории приходят с мобильных устройств, а 18% — только с мобильных устройств. Подавляющее большинство мобильных пользователей — это, понятно, обладатели смартфонов, камеры которых уже серьёзно потеснили цифровые фото- и видеокамеры. При этом все основные операторы уже внедрили или продолжают внедрять 4G. Среда эволюционировала, пользование изменилось. Нельзя сказать, что сильную трансформацию претерпели люди и их мотивы, но среда эволюционировала.

Пользователи приходят в социальные сети уже не для возобновления социальных связей — эта задача давно решена. Приток большего объёма профессионально подготовленной информации дал новый импульс развитию сервисов внутри соцсетей. Появилось много групп, которые стали представительствами контент-провайдеров, где множатся вариации доступных форматов — от фото и развёрнутых постов до конкурсов и видеоканалов. В качестве примера можно привести Rambler, который запустил несколько видеоканалов только в социальных сетях. Развился сегмент B2B-сервисов для партнёров и клиентов. Для последних создаются инструменты продвижения своего контента. Развиваются средства постинга. Простые текстовые заметки уже не актуальны. Мы даём возможность создавать полноценные статьи с большим количеством текста, фото, видео, ссылок. Всё это — в любых комбинациях.

Пользователи сейчас поделились на две большие категории. Первая категория — потребители, которые не создают большого количества контента, а в основном его потребляют. Они играют в игры, знакомятся, находят новых друзей, смотрят видео и сериалы. Те, для кого начальным импульсом был поиск людей и восстановление связей, изменили поведение — и теперь приходят за контентом в развлекательную социальную сеть. Вторая категория — создатели контента. Медийные люди, СМИ, паблики, блогеры и любой бизнес.

Что будет дальше

Соцсети постепенно эволюционировали в сервисные платформы, в которых пользователи могут читать новости, смотреть видеоконтент, получать информацию о бизнесе, заключать сделки, заказывать товары, оплачивать услуги. Когда-то предполагалось, что операторы сотовой связи станут такими платформами, и они недолгое время действительно ими являлись, пока не стали окончательно транспортным средством по доставке доступа в интернет на устройство. Однако теперь сфера услуг плавно переходит именно в социальные сети, транспортным средством для доступа в которые выступает сам интернет и мобильные устройства. В качестве сервисной платформы, в которой партнёры могут оказывать услуги своей аудитории, социальные сети и продолжат развитие.

Соцсети, помимо того что уже являются крупнейшим агрегатором аудитории и большими банками контента, продолжат своё развитие в рамках трансформации в сервисные платформы и работы с контентом. Это развитие будет происходить на фоне того, что и в Рунете, и в интернете в целом не спадает интерес к самым разным факторам социализации для всевозможных типов сервисов. Это ключевая особенность социальных сетей: они знают о своих пользователях если не всё, то очень многое. Неслучайно Google пытается играть на этом поле. Многие сервисы используют авторизацию через социальные сети для сбора информации и подборки рекомендаций для своих клиентов. Важность социального фактора в распространении информации и потреблении контента будет увеличиваться. Стоимость входа на рынок растёт, и дистрибуция играет ключевую роль — на фоне развития мобильных экосистем Google и Apple.

Отдельный виток эволюции придётся на новые сервисы из реальной жизни, которые тотальная оцифровка ещё не затронула. Детонация Uber в данном контексте объясняется как раз новой коммуникационной технологией, внедрённой в традиционную индустрию таксопарков. Такие попытки (порой успешные, порой нет) войдут и в жизнь других отраслей.

На заре интернета его апостолами были поисковики, которые направляли пользователей в океане информации, раздавая трафик на различные площадки. В социальных сетях искомый контент уже есть. Когда мы получим новые средства поиска внутри социальных медиа, ландшафт сетевого пространства изменится окончательно.