secretmag.ru
Опубликовано 01 марта 2016, 08:00

Антон Титов. Как ритейл начал диктовать условия владельцам помещений

Разворот на 180°

Осознание необходимости перемен приходит через боль. Некоторым владельцам недвижимости очень непросто пережить падение доходов, смириться с уступками арендаторам. Несколько месяцев назад нам пришлось судиться с одним из наших арендодателей. Он не отдавал товар, требуя дополнительной, не предусмотренной договором компенсации за разрыв арендных отношений. Суд признал попытку «удержать арендатора силой» незаконной.

 Антон Титов. Как ритейл начал диктовать условия владельцам помещений

Осознание необходимости перемен приходит через боль. Некоторым владельцам недвижимости очень непросто пережить падение доходов, смириться с уступками арендаторам. Несколько месяцев назад нам пришлось судиться с одним из наших арендодателей. Он не отдавал товар, требуя дополнительной, не предусмотренной договором компенсации за разрыв арендных отношений. Суд признал попытку «удержать арендатора силой» незаконной.

Всем нам приходится привыкать к новой реальности. К другим доходам и расходам. К изменившейся конкурентной среде. К тому, что ты уже не можешь свои издержки компенсировать растущей ценой. Когда начался кризис, страна попала под санкции и наша компания действовала с оглядкой на 2008 и 2009 годы. Мы принялись за сокращение издержек, составили кризисный бюджет на полтора года и начали ждать «отскока». Рассчитывали, что спрос на обувь начнёт расти уже в 2016 году. Однако из-за дальнейшей девальвации рубля восстановление рынка отодвинулось на более отдалённый период.

Думаю, девелоперам смириться с неизбежностью оказалось тяжелее, чем нам или кому-либо ещё. Ещё два года назад владельцы недвижимости диктовали арендаторам свои условия, пользуясь тем, что к ним стояла очередь из ритейлеров. Они привыкли жить в эпоху постоянно растущих арендных ставок. Вся логика их бизнеса строилась на том, что аренда всегда будет дорожать. Острой конкуренции на этом рынке не было, и владельцы наиболее востребованных помещений могли себе позволить любые капризы в отношениях с арендаторами. Так появились, например, валютные ставки.

Сейчас ситуация в корне изменилась. Рынок аренды стал клиентским. Если арендатор съезжает, найти ему замену очень трудно. На поиски нового арендатора может уйти полгода, а то и год. Я каждый день езжу по одному и тому же маршруту в Новосибирске и многие объявления об аренде вижу уже на протяжении года.

В результате многие арендодатели уже забыли о своих претензиях на договоры сроком 11 месяцев и стремятся сдать помещения на как можно более длительный срок. Уходят в прошлое валютные договоры. У нас ставки аренды были зафиксированы в валюте по двум десяткам помещений. Половину таких договоров нам удалось перевести в рубли, и тарифы были установлены на уровне среднерыночных по рублёвым договорам. Вторую половину, там, где со стороны арендодателей не было адекватной реакции, мы просто сразу разорвали.

У нас больше 400 магазинов в более чем 100 городах. И я могу с уверенностью сказать, что в России есть город, где ставки аренды не упали. Это Абакан. Правда, там и до кризиса ставки не росли. Такой вот баланс спроса и предложения в отдельно взятом городе. Сильнее всего ставки падают в городах, где есть избыток коммерческой недвижимости.

Больнее всего кризис ударил по торговым центрам. Когда неудачный объект (например, с плохо продуманной концепцией или неудобным расположением) теряет «якорного» арендатора, ставки там падают сразу на 50%. Но остальных арендаторов такое снижение не радует. Мы, например, частенько уходим вслед за «якорем», потому что нет смысла оставаться в «умирающем» торговом центре.

В целом ставки аренды в торговых центрах упали сильнее, чем в стрит-ритейле. Однако сейчас мы видим, что динамика падения замедлилась, ситуация в торговых центрах и «стрите» более или менее выровнялась. Впрочем, мы понимаем, что в долгосрочной перспективе альтернативы торговым центрам нет. Для покупателей такой формат удобнее: есть парковка, фуд-корт, кинотеатр. Долю своих магазинов в торговых центрах будем только увеличивать.

Каждый месяц мы составляем рейтинг своих магазинов. Смотрим, кто больше продал. Аутсайдеров стараемся спасти: ищем для них более удачные помещения. Предложение на рынке аренды увеличилось, и за 2015 год мы смогли улучшить локацию трёх десятков своих магазинов. Как правило, на более выгодных условиях. Так, в 2015 году ставки аренды торговой недвижимости упали в среднем на 20%. В этом году падение продолжится. По сравнению с уровнем прошлого года ставки, по нашим прогнозам, снизятся ещё на 15–20%.

Фотография на обложке: m.prinke / Flickr / CC BY-SA 2.0