secretmag.ru
Опубликовано 05 сентября 2016, 06:41

Андрей Хмелевский. Как моя компания получила грант Google на $100 000

Оказалось, это не так сложно

Наша компания InsideDNA получила грант Google в 2014 году. $100 000 выдали не деньгами, а в виде вычислительных мощностей в облаке (Google называет их «кредитами»). Наша платформа предназначена для анализа геномных данных, поэтому хранение и обработка информации — важная часть расходов. Грант помог протестировать бета-версию и набрать первый пул пользователей. Некоторые из них стали нашими первыми настоящими клиентами, когда мы подключили платёжную систему.

Андрей Хмелевский. Как моя компания получила грант Google на $100 000

Наша компания InsideDNA получила грант Google в 2014 году. $100 000 выдали не деньгами, а в виде вычислительных мощностей в облаке (Google называет их «кредитами»). Наша платформа предназначена для анализа геномных данных, поэтому хранение и обработка информации — важная часть расходов. Грант помог протестировать бета-версию и набрать первый пул пользователей. Некоторые из них стали нашими первыми настоящими клиентами, когда мы подключили платёжную систему.

У Google есть два типа грантов для разработчиков: Spark и Surge. Первый покрывает вычислительные мощности на $20 000, второй — на $100 000. Общие требования: компании не более пяти лет, а её оборот — менее $5 млн в год. Чтобы претендовать на больший грант, нужно также, чтобы компания сотрудничала с инкубатором, акселератором или венчурным фондом.

В 2014 году мы со вторым сооснователем InsideDNA жили в Швейцарии и много общались там с коллегами по инкубатору La Forge, а также участвовали в швейцарском конкурсе грантов VentureKick. Конкурс мы в итоге выиграли и после этого стали внимательно изучать, что полезного нашей компании может дать швейцарский инкубатор. На сайте мы увидели гранты нескольких облачных провайдеров, в том числе Google.

Такие гранты выдают или на тестирование, или на рост. Google свои «кредиты» начисляет строго на один год — потом они сгорают. Даже если вы успели потратить всего 5%. И тестирование, и рост грант не покроет — в среднем на тестирование и доработку первой версии платформы уходит 8–14 месяцев. Разобравшись в этих нюансах, мы решили, что нам нужно будет активировать грант в самый последний момент, в конце 2014 года, чтобы захватить этап после выхода бета-версии (почти весь 2015 год).

Что мы сделали для получения гранта? Просто написали письмо заведующему инкубатором, которого узнали благодаря конкурсу VentureKick, и попросили связать нас с кем-то, кто занимается облачными грантами. Он таких людей, видимо, не знал, поэтому связал нас со вторым крупным швейцарским инкубатором. Там мы ещё раз описали нашу ситуацию — и всё-таки попали на ведущего аккаунт-менеджера Google Cloud по Европе. После этого нам назначили интервью, которое длилось всего один час.

Обычно процесс отбора включает одну или две встречи с менеджерами компании, а презентация делается в Google Hangouts. Что важно на этом этапе? Хорошо, если у вас есть хоть какая-то версия продукта, демо — что-то, что можно показать. По моим ощущениям, если продукта нет ни в каком виде, грант не дадут. В нашей презентации было 10 слайдов, всё представление заняло 10 минут — дальше последовали вопросы и обсуждение.

В представлении проекта стоит сконцентрироваться на типичных для бизнес-презентации слайдах. Расскажите о рынке и его размере, о проблеме, которую вы решаете, и способах, которые для этого используете, о том, кто ваши потенциальные или уже существующие клиенты, каким будет продукт, чем вы отличаетесь от конкурентов, какая у вас бизнес-модель, из кого состоит команда. Мы в презентации сфокусировались на быстром росте рынка геномных технологий и персонализированной медицины, сделав акцент на роли, которую во всём этом играют вычислительные технологии.

Судя по тому, как проходило наше интервью, сотрудников Google больше всего интересует, как вы собираетесь зарабатывать на продукте, есть ли у вас первые клиенты или интерес со стороны потенциальных клиентов. Важно рассказать о конкурентах и сравнить себя с ними. У нас, например, было целых два слайда, на которых мы показывали сравнительную матрицу функциональности, а также позиционирование продукта на рынке относительно конкурентов. Вообще, если у вас есть первые продажи (даже если клиенты — ваши знакомые), презентация сильно выиграет.

Грант Google позволил нам провести восьмимесячное тестирование на реальных пользователях. В этот период нам не нужно было думать, где взять деньги на оплату вычислительных мощностей, мы могли тестировать платформу на большом количестве бесплатных пользователей. Кроме того, мы получили техническую поддержку и доступ к тестированию продуктов Google на стадии альфа-разработки. В рамках нашего проекта был написан и доработан один очень важный модуль внутри облачной архитектуры Google, который используется в нашей платформе и сейчас.

Фотография на обложке: Flickr / dasar / CC BY-SA 3.0