Александр Лазарев. Резать издержки надо творчески

Вместо увольнений повышайте эффективность
26 марта 2015 в 16:50

Когда наступает кризис, всем приходится думать, как сохранить бизнес. За последние месяцы мы видели уже много примеров, как выглядит стандартное антикризисное решение — сократим штат, срежем зарплату, откажемся от бесплатного чая и кофе и назовем это оптимизацией. Большинство предпринимателей выбирает путь сокращения затрат. Но кризис — это тот момент, когда важнее всего оценить эффективность основных процессов работы. Ведь оптимизация — это, в первую очередь, про эффективность.

Оптимизация издержек путём сокращений — не лучший из возможных вариантов, ведь конкуренты испытывают те же проблемы, что и вы, а, значит, их позиции не так прочны, как были ранее. В это время их легче обойти и занять ранее недоступный рынок. Из кризиса выходят с плюсом те, кто оказывается умнее и быстрее других, а не только экономнее. Очень просто отступить, но сложно потом вернуться на свои позиции и идти дальше.

Сохранение компании и даже рост доли рынка при высокой нестабильности экономики возможны и зависят напрямую от качественных изменений в стратегии. Но как их осуществить? Внедрять инновации и новые решения, которые постоянно предлагают венчурные компании. Благодаря фокусировке на конкретных нишевых проблемах, внедрение таких инструментов проходит в считаные дни. Конечно, при этом возникает проблема адаптации сотрудников, но в кризис готовность принимать новое сильно выше, чем в «тучное» время.

Пример — сотрудничество энергетической компании Израиля (аналог «Мосэнергосбыта») с DialMyApp. Инновация компании заключается в снижении издержек на работу call-центра. Когда клиент звонит по номеру службы поддержки, на экране его телефона автоматически появляется приложение DialMyApp, в котором он может узнать необходимую ему информацию еще до соединения с оператором. Сервис работает даже если до звонка приложение не было установлено. В обычные дни оно сокращает нагрузку на службу поддержки на 25-30%, а во время аварий на линиях до 80%. Запуск такого решения занимает менее часа.

Другим примером, уже из России, может служить работа банков с проблемными заёмщиками. Финансовые организации начали активно сотрудничать с такими компаниями, как DoubleData, для скоринга и возвращения просроченных задолженностей. Инновации позволяют сотруднику банка написать сообщение в социальную сеть заемщика прямо из своего рабочего интерфейса. Такой инструмент существенно повышает процент возвратов (15-20%) по проблемным займам.

Колоссальные возможности для антикризисных решений сейчас можно найти в логистике, управлении финансами и людьми. Как их искать?

Несмотря на некоторое замедление венчурного рынка в России, мы видим, что с каждым годом увеличивается количество корпоративных венчурных фондов по всему миру. Их главной целью становится поиск технологических решений, полезных для материнской компании. Такой путь требует инвестиций и специально обученной команды. Но чтобы отслеживать инновации, совсем не обязательно создавать свой фонд, можно «подружиться» с уже действующим. Такое партнерство выгодно обоим сторонам: фонду важно валидировать потребность рынка в инновациях, получить качественные отзывы от экспертов, а бизнес может получить информацию о прогрессивных решениях на мировом рынке без финансовых вложений со своей стороны.

Такой фидбек полезен и среднему, и малому бизнесу. Поддерживайте связь с фондами, которые реально отслеживают новые технологии на рынках и тренды. Узнав об этих технологиях, вы сможете примерить их на свой бизнес и вырваться вперед конкурентов. Ещё раз: не спешите проводить массовые увольнения — убедитесь, что вы перебрали все способы удешевить процессы и повысить их эффективность за счет внешних технологий.

Фотография на обложке: Cédric Meurens

Нам важно ваше мнение

Загрузка...