secretmag.ru
Опубликовано 10 июня 2020, 19:03

#ЯндексКуколд. В соцсетях призвали бойкотировать «Яндекс.Такси» за увольнение водителя-расиста

Компания «Яндекс.Такси» столкнулась с волной критики в соцсетях после того, как уволила одного из своих водителей за отказ везти чернокожего клиента. Инцидент произошёл в Брянске, а пассажир оказался студентом из Конго и чем-то не понравился таксисту. В «Яндексе» решили, что их сотрудник проявил расизм, и уволили его. Но российские пользователи оказались не настолько подвержены антирасистским настроениям последних недель и заступились за водителя.

#ЯндексКуколд. В соцсетях призвали бойкотировать «Яндекс.Такси» за увольнение водителя-расиста

Видеозапись диалога водителя «Яндекс.Такси» с уроженцем Конго по имени Рой появилась в паблике «Подслушано Брянск» во «ВКонтакте» 8 июня. На ней таксист объявляет, что отказывается везти пассажира якобы из-за сомнений в его состоянии. Студент Брянского университета решил, что из-за его цвета кожи водитель посчитал, что он разносчик коронавируса.

— Так что, вы не хотите меня везти, потому что коронавирус? — Да. — Так что, я коронавирус? — При чём здесь вы, я просто выборочно… Если человек не нравится, я его не везу. Это мой автомобиль. — Вы расист, да? — Конечно, да.

После этого Рой вызвал другой автомобиль, который без проблем отвёз его до пункта назначения. «Есть хорошие и плохие люди», — пришёл к выводу африканский студент: по его словам, за три года жизни в Брянске он нередко попадал в подобные ситуации.

Почти сразу после обнародования записи представители «Яндекс.Такси» связались с Роем и извинились за произошедшее с водителем, пообещав сделать ему «отдельное предупреждение». На практике предупреждение обернулось увольнением: 9 июня компания заявила, что перестала работать с этим таксистом.

«В нашем сервисе есть строгие правила, и их нарушение — это очень серьёзная ошибка», — пояснила пресс-служба компании. — «Водитель больше не сможет выполнять заказы нашего сервиса. Считаем, что водителям, склонным к хамству и расизму, не место в "Яндекс.Такси"».

Реакция соцсетей

Возможно, в США, где сейчас набрало силу движение в защиту прав чернокожих #BlackLivesMatter («Жизни чёрных важны»), такой поступок «Яндекс.Такси» снискал бы общественное одобрение. Однако в России, где проблемы расизма волнуют граждан заметно меньше, пользователи соцсетей возмутились таким обращением с брянским водителем, оказавшимся без работы в разгар кризиса.

Пользователи Twitter призвали «Яндекс.Такси» извиниться перед таксистом и принять его обратно на работу. Чтобы заставить компанию обратить внимание на проблему, инициативные завсегдатаи соцсетей запустили хэштег #яндекскуколд. Таким образом агрегатора такси сравнили с «куколдами» — «рогоносцами». Этим сленговым англоязычным словом также обозначают мужей, которым нравится смотреть, как жена им изменяет. Нередко хэштег употребляют вместе с другим, #RussianLivesMatter («Жизни русских важны»).

По данным TJournal, хэштег запустил пользователь Twitter @Fatalist_Rus. Он заявил, что «Яндекс.Такси» своим поступком «ущемил права русских водителей» и лишил таксиста работы «в условиях тяжёлой экономической ситуации после организованной в интернете травли».

Это мнение подхватили другие возмущённые пользователи. В своих постах они указали, что русский человек в своей стране имеет право отказать кому угодно сидеть в своей машине, а также высказали предположение, что на самом деле таксисту не понравилось неадекватное поведение чернокожего студента и некие «признаки наркомана». По мнению некоторых комментаторов, снимавший водителя на видео Рой специально спровоцировал того ради хайпа в соцсетях.

Нашлись и те, кому оказалось недостаточно репутационного ущерба «Яндекс.Такси» от этой истории. Они призвали бойкотировать сервис, удалить приложение со своих телефонов и выставлять ему минимальные оценки в магазинах App Store и Google Play.

Впрочем, безоговорочной поддержки в соцсетях движению в защиту прав таксиста добиться всё же не удалось. Когда хештег #яндекскуколд вышел в тренды русскоязычного Twitter, возмутились уже те, кто считает, что компания всё сделала правильно. Комментаторы-заступники назвали поднявшуюся волну критики «вакханалией» и поблагодарили компанию за увольнение водителя.

Фото: Wikipedia

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!