Власти задумали вложить $50 млрд в производство видеоигр. В отрасли сомневаются, что это поможет
В российском правительстве думают над тем, как помочь отечественной видеоигровой индустрии. В частности, речь идёт о создании разработчика и издателя, которому выделят $50 млрд до 2030 года. В планах также запуск рейтингового агентства и увеличение количества студий в 14 раз. Власти мечтают о выпуске за ближайшие лет семь 25 видеоигр с бюджетом от 6,5 млрд рублей за каждую и ещё 40 более дешёвых. Все они, по задумке чиновников, должны составить конкуренцию популярным мировым проектам и стать «инструментом мягкой силы» за рубежом.
Совещание по мерам поддержки российской видеоигровой индустрии прошло 15 декабря в аппарате замглавы Минцифры Максима Паршина. В нём приняли участие глава «Цифровой экономики» Сергей Плуготаренко, гендиректор «Института развития интернета» Алексей Гореславский, помощник профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко Антон Тараев, сотрудники «Агентства развития компьютерного спорта и иных видов спорта» и представители нескольких компаний, включая VK и Innova.
Из материалов заседания следует, что правительство начало обсуждать новый федеральный проект «Игровая индустрия будущего». Власти хотят создать сразу несколько новых структур, которые, по идее, помогут в развитии отечественной индустрии видеоигр, выяснил «Коммерсант».
В частности, может появиться центр координации, который займётся разработкой нормативных актов, центр компетенции, который будет готовить программы для подготовки специалистов и проводить исследования, и центр стратегического развития индустрии. Роль последнего должна взять на себя новая структура «Росгейм» — она нужна для «восстановления и стабилизации отрасли, разработки и издания игр» и «обеспечения поддержкой наиболее перспективных проектов».
Чиновники предлагают сразу три сценария восстановления отрасли: «стабилизационный», «амбициозный» и «лидерский». По первому сценарию Россия должна войти в топ-20 мировых разработчиков игр — на это придётся потратить $7 млрд до 2030 года. По второму — его суть не раскрывается — нужно $20 млрд. А на третий, самый масштабный сценарий нужно аж $50 млрд — по нему российские игровые студии к 2030 году будут конкурировать с мировыми лидерами.
В «Агентстве развития компьютерного спорта и иных видов спорта» заявили, что российские студии должны к 2030 году выпустить 25 «высококачественных проектов с бюджетом от 6,5 млрд рублей» и 40 «проектов с бюджетом до 1,6 млрд рублей» для компьютеров и консолей. А кроме того — ещё две новые игровые консоли в конкуренцию к Xbox от американской Microsoft и PlayStation от японской Sony.
Среди других амбициозных планов правительства увеличение количество сотрудников индустрии до 40 000 человек, и появление к 2030 году в стране пяти «геймдев-городов». Правда, что это значит, и в Минцифры, и в «Агентстве развития компьютерного спорта и иных видов спорта» объяснить затруднились.
Отрасль в сомнениях
По словам гендиректора и основателя студии Cyberia Nova (разрабатывает игру «Смута») Алексея Копцева, сейчас в России существует не более десяти игровых студий, способных выпускать высококачественные игры. «Рынок, можно сказать, обнулился. Большая часть студий, чтобы продолжить работу, переехала за рубеж, а новые только предстоит основать», — отметил Копцев.
С ним согласен и основатель портала rawg.io Гаджи Махтиев. По его словам, отечественная видеоигровая индустрия сегодня не сможет выполнить намеченные цели. «С учётом того что ряд крупных студий, а вместе с ними и специалисты покинули РФ, нужно сконцентрироваться не на выпуске определенного числа продуктов к какому-то сроку, а на сохранении и мотивации тех, кто остался», — подчеркнул эксперт.
По его мнению, на создание новых команд потребуется два-три года, и только в 2024–2025 годах они будут готовы продемонстрировать качественные продукты. Цикл разработки амбициозных проектов, отметил Махтиев, редко составляет менее трёх лет.
Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин и вовсе заявил, что создать индустрию видеоигр в России при участии государства маловероятно даже за $50 млрд — скорее всего, это превратится в освоение денег.
«У нас есть пример Rutube, возникшего на год позже YouTube. За эти годы Rutube мало чего добился. Игровая индустрия сложнее, проекты долго не живут, если ориентированы на один небольшой рынок. Заставить играть в неинтересные игры невозможно, а стать интересными они не смогут в силу технической ограниченности. У нас нет своего движка, его создание — долгие годы. Создавать такую химеру бессмысленно», — отметил Муртазин.