«Ведомости»: Бизнес-омбудсмен Титов — о посадках предпринимателей
«Ведомости» взяли интервью у бизнес-омбудсмена Бориса Титова о проверках и арестах предпринимателей.
«Ведомости» взяли интервью у бизнес-омбудсмена Бориса Титова о проверках и арестах предпринимателей, проведении судебной реформы и Сергее Полонском.
По мнению Титова, в России положение с арестами предпринимателей только ухудшается: «В своём послании президент сказал о 200 000 возбуждённых уголовных дел, но на следующий год было уже 230 000. А в 2016-м только за первую половину на 25% увеличилось количество дел, возбуждённых по 159-й статье УК (мошенничество), по ней возбуждается 80% дел против предпринимателей». Немного уменьшается количество домашних арестов, но цифры всё равно незначительные. Кроме того, Партия роста, которую возглавляет Титов, создаёт Ассоциацию жертв экономических репрессий.
На вопрос журналиста о законопроекте об усилении ответственности силовых структур за возбуждение предвзятых или заранее незаконных уголовных дел, Титов заявил, что изначально они предлагали другой проект. «Мы предлагали ввести новую статью. Не увеличивать просто ответственность по этой существующей статье, а ввести конкретную статью за незаконное возбуждение уголовного дела. Но комиссия Иванова посчитала, что это слишком круто. Ещё мы предлагали ввести административную ответственность за незаконные процессуальные действия: арест имущества, неправильный обыск, неправильные следственные действия. К сожалению, тоже не прошло», — говорит он.
Партия пыталась предложить, чтобы по самым тяжёлым составам экономических статей вводились суды присяжных — они должны оценить наличие умысла. «Сегодня привязывают 159-ю к простому невыполнению договоров, к невозврату кредитов. Хотя должен быть доказан заведомый умысел. Заведомый. То есть человек, когда подписывал кредит, должен был знать уже, что его не отдаст. Это называется мошенничество. А то, что он не смог отдать в связи с какими-то обстоятельствами, это не мошенничество, это нарушение условий договора. Вот для этого нужен суд присяжных. Кроме этого, конечно, мы считаем, что назначение судей на процесс не должно зависеть от председателя суда. Мы считаем, что и апелляционные, и конституционные инстанции должны быть удалены от места основного суда», — рассказал Титов.
Про бизнесмена Сергея Полонского Титов говорит, что он практически единственный, кто его защищал: «Это была очень тяжёлая, непростая работа. Он к нам обратился, и разобраться в этих материалах без ста грамм точно невозможно. У него система ведения бизнеса была... я бы назвал это словом «хаотическая», такая же, как, в принципе, его характер. Огромное количество офшорных компаний, счетов, обязательств, договоров между собой, внутри компании и на внешнем фронте. Мы сделали четыре экспертизы, привлекли и юристов, и аудиторов, и консалтеров. И пришли к выводу, что он не виноват. Потому что те обязательства, которые у него были перед вкладчиками в квартиры, дольщиками, во-первых, перекрываются его инвестициями. Во-вторых, он сегодня не владелец этих активов, он их передал другим собственникам. Поэтому обязательств перед дольщиками он не несёт. Там реальные предприниматели, которые подтвердили, что они несут эту ответственность, через суд. Даже по "Кутузовской миле" есть арбитражные решения о том, что обязательства висят на другой компании. Поэтому мы не раз выступали и в суде поддерживали мнение, что надо меру пресечения менять, что он, в принципе, не виноват. Но боюсь, что в этом деле всё сложно. Если мы еле-еле разобрались, то суд и следователь, конечно, там не разберутся, это точно».
Несмотря на большое количество вопросов журналистов об осуждённых бизнесменах, об его отношении к недавнему громкому делу «Кировлеса» и собирающегося баллотироваться на пост президента Алексея Навального «Ведомости» вопрос задавать не стали.