В Татарстане не прекращаются протесты вкладчиков Татфондбанка
В начале мата 2017 года Центробанк отозвал лицензии в двух крупных банков Татарстана — «Татфондбанка» и «Интехбанка». В результате отзыва лицензий в Казани начались волнения: 4 марта вкладчики банков пытались прорваться внутрь здания правительства, после чего им удалось добиться встречи с премьер-министром Татарстана Ильдаром Халиковым
В начале марта 2017 года Центробанк отозвал лицензии у двух крупных банков Татарстана — Татфондбанка и Интехбанка. В результате отзыва лицензий в Казани начались волнения: 4 марта вкладчики банков пытались прорваться внутрь здания правительства, после чего им удалось добиться встречи с премьер-министром Татарстана Ильдаром Халиковым. Издание «Медуза» пересказывает историю развития волнения вкладчиков в Татарстане.
4 марта у здания правительства Татарстана в Казани собрались сто вкладчиков банков, у которых накануне ЦБ отозвал лицензию. Они штурмом пытались взять здание правительства, чтобы встретиться с премьер-министром республики Халиковым, который также был председателем совета директоров Татфондбанка. В результате чиновник согласился встретиться с представителями активистов.
«Мы, Союз пострадавших клиентов Татфондбанка и Интехбанка, выдвинули вчера вечером ультиматум президенту Татарстана Рустаму Минниханову, состоящий из двух пунктов: требуем опротестовать решение Центробанка РФ об отзыве лицензий у Татфондбанка и Интехбанка и возместить пострадавшим клиентам потерянные средства. Срок исполнения ультиматума — три дня. В противном случае мы будем требовать отставки Рустама Нургалиевича Минниханова», — зачитала ультиматум активистов одна из вкладчиков Александра Юманова.
3 марта 2017 года Следственный комитет по Республике Татарстан возбудил уголовное дело в отношении председателя правления Татфондбанка Роберта Мусина. Следствие утверждает, что банк получил у ЦБ кредит на 3 млрд рублей под несуществующий актив, после чего деньги были переведены в подконтрольные банку компании. В этот же день Мусин был арестован. «Начиная с мая прошлого года мы понимали, что банк находится в тяжелейшем финансовом положении, — объяснил первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин. — Мы знали, что его капитал утрачен, что потеря ликвидности может наступить в любой момент». По мнению экспертов ЦБ, из-за низкого качества активов Татфондбанка его санация «на разумных экономических условиях» невозможна. По информации агентства «Интерфакс», местные власти были удивлены этим решением. «Вы же знаете — шла работа [по решению проблем банка]», — сказал министр экономики Татарстана Артём Здунов.
«Это беспрецедентный случай. Это первый раз в новейшей истории России, когда отзывается лицензия у квазигосударственного банка, ещё и второго по значимости в регионе, — считает главный редактор сайта "Банки.ру" Наталья Романова. — Это не импульсивный шаг ЦБ, банк три месяца был в санации, там сидела временная администрация, три месяца велись переговоры по поводу судьбы Татфондбанка, туда заходили потенциальные инвесторы. Банк России оценивал, что нужна помощь в 220–230 млрд рублей, этих денег не нашлось ни у ЦБ, ни у муниципальных властей. Когда у банка такие проблемы — с экономической точки зрения проще отозвать лицензию».
Издание отмечает, что сейчас в Татарстане происходит политизация протеста: 5 марта в Казани открылся предвыборный штаб возможного кандидата в президенты России Алексея Навального, который поддержал бывших вкладчиков. «ЦБ вдруг почему-то посчитал, что не хочет проводить санацию. Просто решили, и всё. А почему? Они потратили на санацию банка «Траст» 150 млрд рублей, на санацию Мособлбанка 129 млрд рублей, закрывали дыру в банке ВТБ в $10 млрд, — поддержал протестующих оппозиционер. — В Татарстане же решили ничего не делать, оставить людей без денег: мол, давайте кинем их. Есть много конспирологических версий по типу Минниханов сказал то, что остальные губернаторы боятся сказать относительно роли регионов, поэтому он получил такую ответочку из Кремля».
Кроме того, 6 марта некоторые вкладчики пытались передать петицию одному из самых влиятельных лиц Татарстана, бывшему президенту республики Минтимеру Шаймиеву, однако встреча не состоялась, а сам политик заявил, что вкладчики сами отдали своих деньги в банк.
Позже премьер-министр республики отверг ультиматум вкладчиков, заявив, что они сами отдали деньги банкам. «Такая схема — давайте возьмём деньги из бюджета республики, заставим другие предприятия, чтобы они отдали деньги вкладчикам, — это точно не правовой вариант. Этот вариант не рассматривается», — сообщил Халиков. «Базовый сценарий — всё останется как есть. В рамках законодательства те, кто застрахован, получат компенсацию, те, кто не застрахован, — нет. Правда, возможно, пострадавшие компании получат какую-то помощь от местного правительства, например льготы по налоговым платежам, — считает старший директор по банковским институтам Fitch Ratings Александр Данилов. — Видимо, для санации не набралась критическая масса желающих поучаствовать. Санация подразумевает, что кто-то должен закрыть дыру в банке, а она в данном случае огромная, около 100 млрд рублей».
С 7 марта протестующие планируют проводить ежедневные пикеты. Кроме того, активисты будут собирать подписи для импичмента президента Татарстана Рустама Минниханова.