В России захотели отказаться от иностранного посредника при покупке авиабилетов
«Ростех» предложил правительству создать единую национальную систему взаиморасчётов авиакомпаний. Речь идёт о том, чтобы запретить покупку билетов на самолёт через иностранного посредника — Центр поддержки системы бронирования (BSP). Его услугами пользуются турагенты, агрегаторы и сами перевозчики. Таким образом, в России останется только отечественная Система взаиморасчётов на воздушном транспорте (СВВТ), а её владелец превратится в монополиста.
О предложении «Ростеха» узнали «Ведомости». По данным издания, правительство уже изучает инициативу госкорпорации.
Сейчас в России работают только две системы взаиморасчётов в авиации — СВВТ, которая принадлежит Транспортной клиринговой палате (ТКП), и иностранный BSP, созданный Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). Их услуги нужны, если билет покупают не напрямую у авиаперевозчика, а через турагента, агрегатор или у другого перевозчика (в случае полёта с пересадками). «Ростех» предложил полностью отказаться от BSP в России, сообщил газете источник.
Если РФ перестанет работать с IATA, то Транспортная клиринговая палата станет монополистом в сегменте авиационных взаиморасчётов. Инициативу лоббирует «Ростех», но при этом сама госкорпорация не собирается создавать аналог BSP, добавили журналисты.
Многие крупные авиакомпании в России пользуются обеими системами взаиморасчётов. Но в 2018 году через СВВТ проходило лишь 16% транзакций, отмечал «Коммерсант». Представитель перевозчика Red Wings заявил, что 60% билетов у них продаётся напрямую на сайте, а остальное оформляется преимущественно через СВВТ. В «Аэрофлоте» и S7 Airlines расчёты с агентами проводят через обе системы.
СВВТ и BSP списывают комиссию за свои услуги. СВВТ за оформление билета через свою систему берёт 185 рублей. Эти деньги включают в стоимость билета для покрытия услуг аэропорта. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), доходы ТКП от сбора в 2017 году превысили 8 млрд рублей. Как отмечал руководитель ведомства, такса нелегитимна, так как не предусмотрена законодательством. Она взимается с пассажиров напрямую, завышая стоимость билетов на перелёты российскими авиакомпаниями.
BSP свои тарифы не раскрывает. По словам гендиректора агентства Infomost Бориса Рыбака, комиссия за транзакцию в СВВТ «в разы меньше», чем в BSP. В то же время обороты операций в СВВТ всё равно намного ниже, сказал эксперт. Он отметил, что около 60 млн россиян, которые путешествовали за границу до пандемии, оформили билеты в BSP. Но внутри страны половину всех перелётов оформляли в СВВТ. Иностранные компании чаще пользуются продуктом IATA, и им нельзя запретить выбирать партнёра, подчеркнул Рыбак.