Опубликовано 26 июля 2022, 13:06
2 мин.

В России придумали, как развивать Северный морской путь

План развития Северного морского пути до 2035 года направили в правительство по итогам выездной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ), которая состоялась в Петропавловске-Камчатском. Мероприятие «Перспективы круглогодичной навигации по Северному морскому пути» организовали министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, «Росатом», власти Камчатского края и фонд «Росконгресс».

В России придумали, как развивать Северный морской путь

Цифры подтверждают, что Севморпуть — самый короткий, быстрый и экономически обоснованный, рассказал на сессии губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Стратегическая цель — сделать его глобальной транспортной артерией.

Развитие Северного морского пути и его переход к регулярной работе зависит от слаженной работы по развитию инфраструктуры, строительства новых судов, обеспечения системы безопасности и совершенствования технологических решений, отметили участники встречи.

План развития Севморпути включает все мероприятия по обеспечению запуска круглогодичной работы нового транспортного коридора, рассказал первый замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов.

Например, планируется, что к 2024 году грузовая база составит 90 млн т, а к 2023 году — более 200 млн т. Инвестиции в проекты, которые будут её формировать, превышают 15,6 трлн рублей. Налоговые поступления до 2035 года составят более 16 трлн рублей, уточнил он.

План предусматривает развитие ледокольного флота. Будет построено не менее 8 ледоколов. Причём 2 из них уже выпущены, а третий будет готов к концу текущего года.

«Росатом» в 2021 году нарастил перевозку по Севморпути на 2 млн т –– до 34,9 млн т, рассказал специальный представитель госкорпорации, заместитель председателя государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

Он добавил, что в первом полугодии 2022 года рост уже составил 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоимость перевезённых грузов — 1,6 трлн рублей. Транзитные грузы превысили объём в 2 млн тонн. Все эти цифры являются рекордными, отметил представитель «Росатома».

«Если говорить о наземной транспортной инфраструктуре, то БАМ и Транссиб — это единственный путь, соединяющий запад и восток России. Дополнить его может только Северный морской путь», — заключил он.

Период навигации по Северному морскому пути удалось расширить с 5 до 8 месяцев, рассказали на сессии. К 2023 году планируется построить на Камчатке плавучую базу для перевалки газа. Это тоже позволит сократить длительность рейса. Аналогичный проект планируется реализовать и в Мурманском порту.

Для обеспечения безопасности всего Северного морского пути хотят создать комплексные аварийно-спасательные центры. Они разместятся в семи точках — на базе уже существующих центров в Архангельске, Мурманске и Анадыре, а также в планируемых центрах в Певеке, Сабетте, Тикси и Диксоне.

Результаты работы выездной сессии ВЭФ рекомендуют для формирования программы VII Восточного экономического форума. Он состоится 5–8 сентября 2022 года во Владивостоке.

Фото: commons.wikimedia.org, CC BY 2.5