В России предрекли массовое закрытие АЗС до конца года
Треть российских автозаправок рискуют закрыться уже в 2020 году, спрогнозировали в Независимом топливном союзе (НТС).
Причина предполагаемого массового исчезновения АЗС кроется не в пандемии коронавируса, снизившей спрос на топливо, а в новом национальном стандарте оснащения топливораздаточных колонок (ТРК). Он вступит в силу уже 1 октября, но многие участники отрасли оказались не готовы к изменениям.
Согласно новому ГОСТу, колонки на заправках необходимо оснащать новым программным обеспечением (ПО), отслеживающим недолив топлива. Ужесточение требований точности разлива топлива с погрешности 0,5 мл на литр до 0,25 мл на литр потребует переоснащения всех АЗС в стране: пока что ни на одной заправке колонок с новым ПО нет. Владельцам небольших заправок установка новых колонок и вовсе будет не по карману, отметили представители бизнеса.
По оценкам НТС, в России насчитывается свыше 23 000 автозаправок, на которых стоят около 138 000 колонок. Примерно 60% из этих АЗС — независимые, и среди них есть порядка 8000 совсем небольших, у которых оборудование уже морально устарело и не годится для установки нового ПО. При этом средний срок изготовления новых колонок — почти полгода, поэтому, даже если заказать их сейчас, они не будут готовы даже к началу 2021 года.
Стоимость одной колонки на четыре вида топлива составляет от 500 000 до 1,5 млн рублей, сообщили производители ТРК. На каждой АЗС их насчитывается от четырёх до восьми штук. В итоге замена всех ТРК для соответствия новому ГОСТу только на одной заправке будет стоить 4–12 млн рублей. При этом выручка небольших АЗС в месяц обычно не превышает 2,5 млн рублей.
В Российском топливном союзе коллег успокоили, указав, что, даже если стандарт сделают обязательным, он будет относиться к производителям, а не к тем, кто эксплуатирует топливные колонки. Однако в НТС считают, что рекомендательный характер нового стандарта не избавит от ответственности за нарушение действующего КоАПа, в котором предусмотрены штрафы за нарушение точности отпуска топлива. Для должностных лиц они составляют от 20 000 до 50 000 рублей, а для юридических — от 50 000 до 100 000 рублей.
При этом Росстандарт грозится увеличить штрафы до 1% от годовой выручки и уже разослал владельцам АЗС письма с требованиями соблюдать новый ГОСТ. Однако никакой конкретики по срокам переоборудования и штрафных санкций ведомство не дало.
«В итоге предприниматели окажутся в ситуации, когда неясно, где брать новое оборудование и сколько на это есть времени. При этом ужесточаются штрафы против АЗС. В этой ситуации есть риски, что треть российских заправок уже в 2020 году закроются», — подытожил вице-президент НТС Дмитрий Гусев.
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!