В России предложили вдвое увеличить срок ремонта по гарантии
Минэкономразвития, Минпромторг и Роспотребнадзор обсуждают возможность увеличить срок ремонта товаров по гарантии. Его могут увеличить вдвое — до 90 дней. Такой шаг объясняют сложившимися условиями из-за западных санкций: у компаний возникли проблемы с поставками запчастей. Без нужных деталей производители не смогут оперативно чинить товары. В ближайшие месяцы эксперты ждут всплеска обращений за ремонтом.
Эксперты предсказывают рост числа претензий и исков от потребителей в ближайшие два месяца. По закону у автодилеров и других сервисов есть 45 дней на ремонт неисправного товара по гарантии. Однако сейчас с поставками деталей перебои, и сервисы не могут решить эту проблему. Минэкономразвития предложило Роспотребнадзору и Минпромторгу обдумать пути решения сложившейся ситуации. Из-за санкционного давления срок ремонта могут увеличить вдвое, а также запретить взыскивать штрафы в 50%, которые присуждают за неисполнение обязательств по ремонту.
В конце апреля Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) попросили кабмин продлить сроки ремонта по гарантии и наложить мораторий на несколько статей закона «О защите прав потребителей». Из-за нехватки запчастей автодилеры рискуют столкнуться со всплеском «потребительского экстремизма», и бизнесу придётся выплачивать штрафы и пени за просрочку.
В «Общественной потребительской инициативе» (ОПИ) предложение бизнеса не поддержали. Глава организации Олег Павлов заявил, что из-за санкций иностранных автоконцернов будут страдать рядовые пользователи. Председатель Союза потребителей РФ (СПРФ) Пётр Шелищ добавил, что по закону продавец должен предоставить клиенту аналогичный товар на время ремонта. Исключение составляют автомобили, мотоциклы, часть электроники, газовые и электрические плиты и мебель, и владельцев этих товаров увеличение срока ремонта затронет сильно. Многие пользователи могут потребовать замены или возврата денег, а дополнительные 45 дней ремонта вряд ли помогут решить проблему, добавил Шелищ.
В начале марта эксперты спрогнозировали надвигающийся кризис в автомобильной промышленности и сфере услуг. Многие европейские компании прекратили поставки в Россию из-за санкций, которые закрывают границы и мешают логистике. Запасы деталей и комплектующих оценили на пару недель, однако дилеры начали повышать цены из-за курса рубля.
Из-за приостановки деятельности автомобильных компаний и волатильности курса рубля в России подскочили резкий рост цен на автозапчасти и техническое обслуживание. Срок мелкого ремонта после ДТП поднялся до 200 000 рублей. При этом цены постоянно меняются, а деталей иногда не хватает, рассказали сотрудники автоцентров.