secretmag.ru
Опубликовано 25 августа 2022, 10:58
2 мин.

В России пока не смогут заменить двигатель кукурузника на отечественный аналог

Минпромторг отложил вопрос о финансировании замены американского двигателя и винта на нём для российского самолёта ТВС-2МС — современной модификации кукурузника Ан-2. Российский аналог рассмотрят на повторной сертификации самолёта. В мае его производитель «Русавиапром» просил выделить на эти работы 9 млрд рублей из госбюджета.

В России пока не смогут заменить двигатель кукурузника на отечественный аналог

В Минпромторге пояснили, что запрос «Русавиапрома» по поводу реинжиниринга агрегатов стоит рассматривать только после окончания сертификационных работ по заявкам ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (разработчик ТВС-2МС). Организация уже подала заявку в Росавиацию на сертификацию самолёта, сейчас он проходит наземные и лётные испытания.

В ведомстве также подчеркнули, что для реверс-инжиниринга (создания копий по имеющимся образцам) американских комплектующих (в данном случае — двигателя и винта) и запуска серийного производства их российских аналогов необходимо провести полный цикл сертификационных работ — испытаний, расчётов и анализов.

«Подобные работы могут занять у имеющих опыт предприятий-разработчиков срок от 3 до 5 лет при условии активной работы и наличия необходимых ресурсов и финансирования», — отметили в министерстве.

ТВС-2МС — модернизированная версия кукурузника Ан-2, разработанного в СССР в конце 1940-х годов. В 1980-е годы производство Ан-2 прекратилось, но в 2015 году СибНИА закончил разработку его модификации. В новой версии самолёта поршневой двигатель АШ-62ИР инженеры заменили на турбовинтовой TPE331-12 (Honeywell), а четырёхлопастный винт АВ-2 — на пятилопастный Hartzell. В том же году Минпромторг и Минтранс выдали самолёту аттестат годности к эксплуатации.

Как отметили «Известия», ТВС-2МС сейчас единственный российский самолёт для малой авиации. По состоянию на 2022 год «Русавиапром» выпустил 24 самолёта ТВС-2МС, 17 из них находятся в эксплуатации для перевозок пассажиров и грузов в труднодоступные районы — в основном в Сибири и на Дальнем Востоке.

По словам источников на авиарынке, сертификация ТВС-2МС может затянуться из-за конфликта между руководством «Русавиапрома» и СибНИА. В августе институт подал сразу несколько исков против производителя в Арбитражный суд Новосибирска с требованием компенсации более 544 млн рублей — СибНИА обвиняет «Русавиапром» в том, что предприятие за 3 года так и не смогло устранить замечания Росавиации и получить разрешение на деятельность.

Альтернативой ТВС-2МС может стать девятиместный ЛМС-901 «Байкал» — в Минпромторге ожидают, что его разработка завершится в 2023 году, а первые поставки начнутся уже в 2024-м. В январе 2022 года «Байкал» уже совершил первый полёт — он поднялся на высоту 500 м и находился в воздухе около 25 минут.

Фото: Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0