secretmag.ru
Опубликовано 17 марта 2020, 16:58

В России намечается первый в истории суд из-за авторских прав на мем. Блогер хочет засудить Wildberries

Twitter-блогер Анатолий Капустин намерен подать в суд на магазины «Твоё» и Wildberries. Капустин утвеждает, что «Твоё» украл у него дизайн футболки и теперь продаёт её в своих точках и на сайте Wildberries. Онлайн-ретейлер считает, что произведение Капустина не имеет творческой ценности.

В России намечается первый в истории суд из-за авторских прав на мем. Блогер хочет засудить Wildberries

На футболке, о которой идёт речь, на спине нанесена надпись «Показалось». Слово написано белым цветом и обрамлено красным прямоугольником — и напоминает нашивку на форме полицейских.

Впервые Капустин выложил фото с футболкой в соцсети в июле 2017 года. Изображение стало мемом и понравилось подписчикам. После этого блогер начал продавать футболки со стилизованной надписью.

Нарисовал себе модную футболку для клубов

Опубликовано Анатолием Капустиным Суббота, 22 июля 2017 г.

Недавно Капустин узнал, что аналогичная футболка продается в торговых точках «Твоё», а также в онлайн-магазине Wildberries. Блогер сообщил «Секрету фирмы», что купил футболку со своим дизайном как в «Твоё», так через Wildberries, и прислал фотографии.

Сейчас футболка недоступна для заказа на Wildberries, но её купили уже более 400 раз, указано в общедоступной статистике. Одна из покупательниц заявила, что заплатила за футболку 270 рублей. При этом сам Капустин купил футболку за 700 рублей.

Капустин рассказал «Секрету фирмы» о переписке с Wildberries: из неё следует, что он направил в компанию претензию, указав, что магазин продаёт футболку с украденным дизайном. В ответ ретейлер попросил объяснить, почему однотонная майка с «общеупотребимым словом» считается дизайнерской.

«По Вашему, если написать на обычной одноцветной футболке обычным печатным шрифтом слово "Хорошо", её тоже можно будет окрестить дизайнерской? По нашему мнению, указанное выше доказывает, что здесь речь не идёт об охраняемом результате интеллектуальной деятельности, созданным творческим трудом», — говорится в одном из писем Wildberries

Капустин намерен добиваться правды в суде. «Дело не в потенциальных деньгах за краденные мемы, а в том, что некрасиво зарабатывать на краденом, и кто-то должен наконец вскрыть эту тему и публично потребовать прекратить», — сказал блогер «Секрету».

Представитель блогера, юрист по интеллектуальным правам Мария Подольская, не назвала конкретную сумму компенсации, которую запрашивает Капустин. Вместе с тем она пояснила, что сейчас требования примерно равны стоимости проданных футболок на Wildberries и футболки, которую Капустин купил в одном из магазинов «Твоё». По оценкам «Секрета фирмы», сейчас блогер требует от 80 000 до 300 000 рублей.

По её словам, закон на стороне Капустина — в России действует так называемая презумпция авторства: автором произведения считается тот, кто его создал, пока не доказано иное. В суде финансовые требования могут быть увеличены.

«Закон говорит, что произведения могут создаваться в разных формах — это необязательно физически нарисованная картина. Но, например, ещё и произведение дизайна — воплощенная каким-либо способом возможность посмотреть на существующие вещи по-новому. Мемы в данном смысле не отличаются от обычных произведений и появляются в результате того, что среди привычных вещей автор сперва подмечает что-то необычное, после чего интерпретирует это с помощью своего творческого труда и в каком-то виде фиксирует результат этой интерпретации. В данном случае он (Капустин, — прим. "Секрета") как раз применил творческий замысел и создал визуальное воплощение произведения в виде дизайна футболки», — сказала Подольская «Секрету фирмы».

У Капустина есть доказательства авторства футболки. Факт успешности творческого замысла тоже подтверждён — партию футболок на Wildberries полностью раскупили, то есть идея получила признание, считает Подольская. Обе компании в установленное время официально не ответили на досудебные претензии, поэтому дело будет наверняка решаться в суде.

«Понятие "мем" в судебной практике не встречалось. Это (дело — прим. «Секрета») что-то новое», — резюмировала юрист.

Из ответа пресс-службы Wildberries «Секрету фирмы» следует, что компания не изменила свою позицию.

«Мы считаем, что надпись общеупотребимого слова "показалось" на однотонной (белой или иного цвета) футболке не образует творческого акта, поэтому авторских прав не возникает, в следствии чего данная надпись и футболка не является охраняемым объектом», — заявили представители ретейлера.

Требования Капустина в Wildberries назвали необоснованными.

«В ответ на запрос Wildberries Анатолий Капустин и его представители не предоставили документов, подтверждающих авторское право на произведение дизайна, саму надпись или шрифт, которым она была выполнена», — настаивают в компании.

Суды за мемы и авторские права

Случаев, когда в России авторы мемов пытались засудить компании за использование авторских произведений, найти не удалось.

Но в январе 2018 года похожий процесс выиграла Табата Бундесен — хозяйка кошки Соус Тардар, которая стала мемом Grumpy Cat («Сердитая кошка»). Популярность кошки позволила Бундесен зарегистрировать компанию Grumpy Cat Limited и зарабатывать на авторских правах.

Фирма официально разрешила производителю напитков Grenade продавать «Грампуччино» (Grumppuccino). Впоследствии Grenade начала выпускать обжаренный кофе Grumpy Cat и футболки Grumppuccino. Однако это не было прописано в договоре. Бундесен подала в суд и выиграла — Grenade выплатила ей $710 000 за нарушение авторских прав.

Ещё одна обширная судебная история — у вымышленного животного, которое стало известным как «Ждун». Авторские права на серое безногое существо с головой северного морского слона и человеческими руками принадлежит «Си Ди Лэнд контакт». В мае 2019 года фирма отсудила у хоккейного «Спартака» 2,3 млн рублей за незаконное использование «Ждуна».

В российской практике крупные суммы за нарушение интеллектуальных прав отсуживал блогер Илья Варламов. Он нередко подавал иски к СМИ, которые без спроса брали его фотографии. С 2010 по 2019 год Варламов подавал в суд около 50 раз, подсчитывали СМИ.

За шесть фотографий котёнка по кличке Омск Варламов отсудил 280 000 рублей у ГТРК «Омск». Ещё 200 000 рублей за 17 фото блогеру заплатил «Омскинформ», 270 000 рублей за девять фотографий — издательский дом «ТРИЭС». Среди федеральных СМИ крупнейший иск Варламов подал к «Комсомольской правде» — он добился от издания выплаты 480 000 рублей.

Фото: предоставлено Анатолием Капустиным

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!