В России дешевеет бензин. Почему так происходит и что будет с ценами на топливо в ближайшее время

08 мая в 15:15

В России медленно снижаются цены на бензин. Стоимость Аи-92 и Аи-95 снизилась на три копейки, достигнув 42,41 и 45,85 рубля за литр, а дизель стал дешевле на пять копеек — в среднем за него просят 47,75 рубля за литр. Стоимость топлива снижается уже месяц. Почему это происходит и ждать ли россиянам подорожания топлива — рассказывают эксперты.

Снижение стоимости бензина продолжалось весь апрель. С 13 по 19 апреля цена на Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже упала настолько, что с учётом акцизов, выплат в бюджет и налогов компании начали продавать бензин себе в убыток. С 20 по 26 апреля средняя стоимость снизилась на одну копейку.

Почему бензин дешевеет и может ли он подорожать

Топливо в России дешевеет из-за пониженного спроса во время массовой самоизоляции. «Внутреннее производство сокращается, но связано это с общим сокращением спроса — люди просто перестали ездить на работу. Вместе с тем некоторые АЗС начали снижать цену бензина — спрос сократился настолько, что некоторые игроки предпочитают получить хоть какую-либо выручку, пусть даже и работая в ноль или минус», — поясняет президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич.

Директор департамента «Автоспеццентра» Александр Захаров отмечает, что российские автомобилисты не почувствуют недостатка в дешёвом бензине. «Спрос на топливо снижается: в Москве на 20–30%, в других мегаполисах — на 10–15%. Запрет на ввоз импортного бензина хотят ввести на шесть месяцев, так что он никак не отразится на розничных ценах АЗС. Рост стоимости бензина возможен только в случае дефицита топлива на внутреннем рынке страны», — отмечает он.

Биржевые цены на оптовый бензин хоть незначительно, но снижаются, подтверждает доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамара Сафонова. По её словам, тренд на снижение цен на бензин в России, вероятнее всего, закрепится.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов, напротив, прогнозирует, что цены будут держаться на прежнем уровне, иначе рентабельность российских НПЗ уйдёт далеко в минус. «Запрет на ввоз бензина не изменит ситуацию на отечественном рынке. К тому же российские НПЗ могут полностью закрыть на него спрос, учитывая, какие мощности были созданы в предыдущие годы, — говорит он. — Ожидать же подорожания бензина я бы не стал — России невыгодно повышение цен на него в условиях сильнейшего экономического спада в стране».

Дешёвый бензин из Европы

Чёрным днём для мирового рынка нефти стал понедельник, 9 марта. Тогда Россия отказалась от сделки ОПЕК+, и на фоне сокращения спроса на топливо из-за пандемии коронавируса цены на бензин стали падать по всему миру.

Если в Европе стоимость топлива напрямую связана с ценами на нефть, то в России колебание цен на нефть сдерживает демпфер: при высоких ценах на нефть государство компенсирует нефтяникам потери от продажи бензина внутри страны, чтобы они не отдавали всё на экспорт и не повышали цены в РФ. Если цены на нефть низкие — нефтяники делятся с государством частью прибыли. Поэтому бензин из Европы может обходиться дешевле российского.

В конце марта агентство Reuters описало пугающий сценарий: российский топливный рынок может вернуться в 1990-е годы, если страна начнёт импортировать топливо из-за границы.

По оценкам Reuters, бензин из России дороже импортного на 6000–8000 тыс. рублей за тонну. Агентство подсчитало, что с учётом ввозной пошлины в 5%, курса рубля, акциза и НДС импортный бензин в европейской части РФ будет стоить 37 000 рублей за тонну.

Чтобы дешёвый бензин не попал на внутренний рынок, Минэнерго 13 апреля предложило ограничить импорт бензина в Россию. «Не совсем рыночные» меры, как их называет профильный министр Александр Новак, до этого приняли в Казахстане. Предполагается, что запрет будет действовать до сентября — пока цены на нефть, по прогнозу Минэнерго, будут низкими. Но ограничительные меры пока так и не приняли

Чем помогут новые запреты

Власти не заинтересованы в импортном бензине по двум причинам: во-первых, из-за таких поставок обанкротятся российские НПЗ, во-вторых, из-за этого снизятся налоговые поступления в бюджет.

Цена на бензин в России — это не столько стоимость нефти и её переработки, сколько налоги и акцизы, объясняет Виталий Манкевич. По его словам, доля налогов в цене бензина 60–70%, а вклад нефти — всего 5–7%.

За январь — ноябрь 2019 года в Россию импортировали бензина на $0,6 млн, и вряд ли показатели за 2020 год будут выше. «Массовые поставки иностранного бензина теоретически возможны, учитывая избыток нефти на мировом рынке, который явно не исчезнет в ближайшие несколько месяцев. Практически же его осуществить сложнее, так как подобный процесс займёт время — надо же найти потребителей в России и организовать доставку бензина до них», — объясняет промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Опрошенные «Секретом» эксперты уверены, что отката российского топливного рынка к показателям 1990-х годов (по сценарию Reuters) не будет: страна не станет импортировать дешёвый бензин из-за границы. А ситуацией будет управлять коронавирусный кризис и пониженный спрос на топливо в ближайшее время.

Фото: pixabay.com, CC0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе