secretmag.ru
Опубликовано 15 марта 2022, 18:05
3 мин.

В Госдуме рассказали, в каком случае английский язык в школах заменят китайским

В 2019 году российские школьники впервые сдавали Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по китайскому языку. Если тогда испытание выбрали 300 человек, то в 2021-м — уже 440. На фоне обострения отношений со странами Запада Россия укрепляет экономические и политические связи с Китаем. «Секрет фирмы» поинтересовался у депутатов и педагогов, могут ли в российских школах сделать китайский основным иностранным языком для изучения вместо английского.

В Госдуме рассказали, в каком случае английский язык в школах заменят китайским

В 2021 году проект «Китайские центры по развитию образовательных связей» предложил министру просвещения Сергею Кравцову сделать уроки китайского языка обязательными. Это помогло бы развить связи между Россией и КНР, писал глава центра Денис Васильев. Впрочем, после этого обращения китайский язык обязательным в школах не стал.

По данным Рособрнадзора, число сдающих ЕГЭ по китайскому языку растёт с каждым годом. В 2020 и 2021 годах он обогнал по популярности испанский, хотя последний существует в экзамене с 2003 года. Всего же в российских школах китайский язык изучают более 13 000 детей.

Тем не менее пока английский остаётся самым популярным иностранным языком, который изучают в школе и сдают на ЕГЭ. Заменить его китайский сможет только в том случае, если возникнет массовый спрос со стороны родителей школьников, сказала «Секрету» глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

«Мы исходим из права выбора. Если будет естественное отторжение к английскому языку, если все родители завтра скажут: "Мы не хотим, чтобы наши дети учили этот язык", — тогда мы поймём, что на это нужен ответ, что нужно дать другой вариант. Но мне сложно такое представить, потому что сейчас мы ничего подобного не фиксируем — ни от родителей, ни от учителей», — пояснила депутат.

Казакова подчеркнула, что интерес к китайскому языку в России действительно растёт, однако школьную программу нельзя менять в зависимости от политической конъюнктуры. По словам парламентария, бороться с английским языком, как в некоторых странах сейчас это делают с русским языком из-за политики, недопустимо.

«Мы в эту дикость впадать не будем. Никаких действий в стиле "а мы теперь ваш язык запретим" не будет. Нельзя в этом плане закрываться. И я не думаю, что потребность в английском языке снизится. К тому же нельзя просто сходу ввести китайский в школьную программу. Это целая система, её нужно готовить. Она должна иметь оценку качества, методические материалы, учебники, причём для разных возрастов», — добавила Казакова.

Китайский язык набирает популярность, но при этом остаётся довольно сложным языком для изучения, напомнила президент Ассоциации учителей английского языка Московской области Ирина Мазирка. По её словам, если английскому невозможно быстро научить, чего хотят многие родители школьников, то китайскому — и подавно.

«Я понимаю, что английский язык, может быть, отсылает к недружественным нам странам. Но очень многие, особенно молодёжь, воспринимают английский безотносительно какой-то конкретной национальности. Его учат как язык международного общения. Что касается обязательности китайского в школах, то я думаю, его нескоро введут», — отметила преподаватель.

Она добавила, что не видит сейчас массового запроса на изучение китайского языка в школах или отказа от изучения английского.

Основатель Национального родительского комитета и уполномоченный по правам ребёнка по Татарстану Ирина Волынец отметила, что родительское сообщество в основном не против изучения китайского языка в школах. Но нельзя резко отказываться от английского из-за ухудшения отношений с Западом, считает омбудсмен.

«Такая реакция была бы неправильной и даже детской. Не так просто сейчас взять и перечеркнуть все учебные программы. Что тогда делать с детьми, которые учат английский, французский, немецкий, готовятся быть переводчиками с этих языков? Им что, сейчас, бросать всё и начинать с азов китайский?» — указала Волынец.

Она подчеркнула, что переход на другой язык в школах должен быть только с одобрения родителей и не в принудительном порядке.

Фото: depositphotos.com