В Белоруссии запретили продавать новые машины россиянам
Белорусские автодилеры по договорённости с российскими компаниями отказываются продавать новые машины россиянам, сообщило издание Autonews. Ранее граждане России покупали автомобили в соседней стране, чтобы сэкономить, теперь они оформляют покупку на родственников с белорусским паспортом. При этом российский авторынок падает четвёртый месяц подряд.
На белорусских складах достаточно востребованных моделей, которые можно купить без наценок, рассказали опрошенные Autonews белорусские дилеры.
В Российской ассоциации автодилеров (РОАД) заявили изданию, что ничего не знают о договорённости продавцов. «Считаем такую договорённость невозможной в условиях конкурентного рынка», — отметили там.
Опросы дилеров показали иную картину. В дилерском центре Lada в Белоруссии заявили, что компания не может оформлять машины на российский паспорт. «Мы уже сталкивались с ситуациями, когда россияне звонят и просят продать автомобиль. Мы в таком случае предлагаем схему, по которой клиент оформляет машину на родственников у нас в стране, у которых есть гражданство или вид на жительство. Потом этот автомобиль можно переоформить уже непосредственно на нового собственника», — сказал собеседник издания.
При этом, по его словам, в наличии в дилерском центре есть Lada Vesta и Lada XRay, которые можно купить по рекомендованным производителем ценам.
В дилерском центре Renault подтвердили, что могут продать машину только гражданам Белоруссии. «Мы можем продать автомобиль родственникам, супруге или супругу, у которых есть белорусское гражданство. Во всех документах мы обязаны указать, что автомобиль продаём для личного пользования гражданина», — сказал представитель центра. Запрет продавать автомобили россиянам действует уже полгода, добавили в Renault.
Дилер Volkswagen предложил для покупки автомобиля «заплатить небольшое вознаграждение местному жителю». Там добавили, что для покупки машины в Белоруссии россияне используют разные схемы.
«Россияне у нас машины покупают, и тут есть разные схемы постановки на учёт. Одни клиенты уточняют в таможенной службе в России, какие документы им нужны и какой утилизационный сбор придётся заплатить, если пригонять новую машину, купленную в Белоруссии. Недавно эта сумма была около 4000 российских рублей, но могли произойти изменения», — рассказали в одном из дилерских центров.
Большинство автопроизводителей и ранее старались разделять зоны продаж машин, рассказал изданию эксперт Руслан Кривонос, который специализируется на ввозе и вывозе машин из Белоруссии. Но теперь, по его словам, ограничения стали жёстче.
«До недавнего времени белорусские дилеры спокойно продавали автомобили россиянам, но теперь с точки зрения политики импортёра дилеры стараются сохранять регион реализации товаров. То есть не перебивать спрос в России, продавая машины из Белоруссии россиянам», — пояснил Кривонос. Ограничение нарушает права потребителя и закон о защите прав потребителя, считает эксперт.
Белорусские юристы, опрошенные изданием, сказали, что по местному закону «О защите прав потребителей» ограничений на продажу кому-либо автомобилей не предусмотрено.
Ранее исследование «Банкавто» показало, что стоимость новых автомобилей в России до конца 2021 года может вырасти на 4–5%. Основные причины — дефицит машин и повышенный спрос. Участники рынка посчитали, что ситуация с наполняемостью складов новыми авто не улучшится до второй половины 2022 года.
Фото: Pexels, Pexels License