«Ущемлений нет». В Совфеде оценили идею наказывать студентов-целевиков за неуспеваемость
Минобрнауки России предложило внести поправки в положение о целевом наборе в колледжи и вузы. Ведомство захотело дать право организациям — заказчикам обучения наказывать за плохую успеваемость студентов-целевиков: с ними можно будет расторгнуть договор или сократить им стипендию. «Секрет фирмы» спросил у российских парламентариев, станут ли целевики более ответственными благодаря поправкам, и не нарушат ли новые правила их права.
Как следует из поправок Минобрнауки, заказчик, который берёт на себя оплату за обучение целевика, будет вправе выделить несколько интересующих его дисциплин. По ним заранее сформулируют критерии успеваемости и пропишут их в договоре. Если студент будет плохо учиться, то это станет «основанием для расторжения договора» или «для сокращения мер поддержки».
Но сразу расторгнуть договор заказчик обучения не сможет: сначала он должен будет помочь студенту подтянуть успеваемость, «в том числе оплатить дополнительные образовательные услуги» для этого. Если ничего не изменится, работодатель получит право не продолжать сотрудничество с целевиком. Мало того, студент будет обязан ещё и возместить заказчику оплату за обучение.
«Я считаю, что будет правильно заключать такие договорённости перед зачислением человека в вуз. С самого начала наш студент будет чувствовать ответственность, что в его профессиональный рост вкладываются финансово, что на него строят планы», — сказала зампредседателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Наталья Косихина.
По словам сенатора, право заказчика расторгнуть договор со студентом за неуспеваемость заставит учащегося дорожить своим местом в вузе и работать на результат. «Ущемления прав наших студентов здесь вообще не будет. Кроме того, никто не будет резко расторгать договор. Наоборот, со студентом будут работать, давать ему шанс, а не говорить сразу: "Всё, вы нам не подходите, до свидания''», — добавила член Совфеда.
Первый замглавы профильного комитета Госдумы Ксения Горячева в беседе с «Секретом» подчеркнула, что многие студенты-целевики в процессе обучения перестают чувствовать свою ответственность перед работодателем. По словам депутата, поправки Минобрнауки теоретически могут повлиять на качество образования, но возникает вопрос: смогут ли организации на практике уделять время тому, чтобы следить за успеваемостью студентов.
«Посмотрим на ситуацию глазами студента: может быть, поначалу он горел, искренне хотел учиться и работать по специальности, но спустя год–два обучения разочаровался и увидел себя уже на другом пути. Как быть? Момент с возмещением оплаты также необходимо детально проработать, а не обязывать студента по факту возвращать деньги в сжатые сроки. В нынешних обстоятельствах это действительно может быть скорее минус, а не плюс», — предупредила парламентарий.
Горячева добавила, что важно рассматривать каждый случай индивидуально и «не причёсывать всех одним гребнем». В противном случае можно получить недоучившихся, разочаровавшихся подростков, с которыми государству же потом нужно будет дополнительно работать, подытожила она.
Фото: РИА Новости / Пресс-служба Совета Федерации РФ