Опубликовано 17 июля 2020, 16:26

Уровень веры в экономические перспективы России достиг 15-летнего минимума

Индекс потребительского доверия в постпандемийной России упал до минимума за 15 лет. Такие данные приводятся в совместном исследовании The Conference Board и Nielsen. Впрочем, ожидания потребителей от экономической ситуации в 2020 году снизились во всех странах, так что лидером по пессимизму Россия не стала.

Уровень веры в экономические перспективы России достиг 15-летнего минимума

Аналитики опросили 33 000 респондентов в 68 странах мира. Индекс потребительского доверия показывает отношение людей к экономической ситуации, а именно:

  • оценку перспектив на рынке труда;
  • уровень финансового благополучия;
  • готовность тратить деньги.

По сравнению с первым кварталом 2020 года, во втором квартале этот показатель в России опустился на четыре пункта и составил 62 пункта. Это самое низкое значение за 15 лет наблюдений, до которого российский индекс до этого опускался лишь однажды, в начале 2019 года. По этому показателю Россия заняла 61-е место среди рассматриваемых стран, обогнав, впрочем, Украину, Белоруссию и Италию.

Среднемировые значения потребительского индекса выше, но опустились при этом заметнее: до 92 по миру (–14) и до 74 в Европе (–12). Ухудшение настроений не стало сюрпризом для аналитиков. На финансовых перспективах ближайшего полугодия сильно сказалась пандемия коронавируса, чьё негативное влияние ощутили большинство стран во всём мире.

Многие люди потеряли работу или лишились части заработка, поэтому логичным изменением потребительского поведения стало сокращение расходов и перераспределение трат, объяснила директор по аналитике Nielsen Марина Волкова. За время самоизоляции россияне стали заметно больше тратить на еду и алкоголь и меньше — на одежду и отпуска. При этом закупаться в продуктовых потребители стали реже, но больше — средний чек вырос на 24%. А вот траты на одежду и обувь во втором квартале 2020 года оказались на 58% ниже, чем годом ранее. Сильнее всего опрошенные оказались обеспокоены состоянием экономики, здоровьем и увеличением цен на еду — цены на продовольственные товары в июне подросли на 4%.

Экономическая ситуация волнует и Центробанк, который скорректировал ожидаемое падение ВВП во втором квартале с 8% до 9,5–10%. Однако нижнюю точку спада, по мнению аналитиков ЦБ, российская экономика прошла ещё в мае. Сейчас идёт восстановление экономической активности, но пока оно носит неоднородный характер.

Тем не менее в ближайшее время цены будут расти, пообещал Центробанк: продавцы будут компенсировать вынужденный простой, а покупатели — реализовывать отложенный спрос. В первую очередь это коснётся непродовольственных товаров и сферы услуг. После первой волны ажиотажа цены немного опустятся, но с середины июля экономисты ожидают резкое падение рубля из-за колебаний на мировом сырьевом рынке.

Всё это не может не оказывать негативное влияние на ожидания потребителей. Впрочем, пессимистичный настрой не продлится долго, уверены аналитики. Согласно исследованию Nielsen, доля тех, кто уверен в выходе из кризиса в течение года, увеличилась с 6% в первом квартале до 17%.

Фото: Pxhere, CC0)

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!