Трейдерам, потерявшим миллионы из-за остановки торгов на Мосбирже, отказали в суде
Россиянам, потерявшим миллионы рублей во время обрушения цен на нефтяные фьючерсы в апреле 2020 года, отказали в иске к Мосбирже и удовлетворении их требований. За свои потери инвесторы требовали 40 млн рублей.
Арбитражный суд Москвы отклонил первый из трёх исков, поданных трейдерами. Они считают себя пострадавшими от заморозки торгов 20 апреля, когда цена фьючерсов на нефть американской марки WTI неожиданно для всех упала до –$37,7 за баррель.
Тогда Мосбиржа остановила торги, когда цена на нефть была ещё на отметке $8,84 за баррель, лишив всех держателей фьючерсов возможности избавиться от них и зафиксировать убытки. Фактически их инвестиции превратились в гигантские долги перед брокерами.
Трейдеры настаивали, что решение Мосбиржи остановить торги, а затем принудить трейдеров совершать расчёты по цене исполнения сделки в –$37,7 противоречило регламенту площадки и привело к значительным убыткам её клиентов. Претензии также вызвало и поведение руководства биржи, отказавшегося увеличивать размер гарантийного обеспечения и не возобновившего торги на следующий день.
Изначально истцами выступали пять частных инвесторов, требовавших компенсации в 288 200 рублей. Затем к ним присоединились ещё 11 пострадавших, а сумма требований увеличилась до 40 млн рублей. Однако суд не счёл их требования к Мосбирже обоснованными и отклонил иск. Сейчас к рассмотрению готовятся ещё два иска: коллективный на 51 млн рублей и индивидуальный.
Откуда такие потери?
Причиной судебных разбирательств стало крупнейшее в истории падение цен на нефть американской марки WTI. К этому привела переполненность хранилищ на фоне резкого снижения спроса на топливо во время пандемии. Московские трейдеры погорели на торговле фьючерсами. Покупая их, инвестор приобретает обязательство выкупить к определённой дате привязанный к ним продукт, в данном случае нефть, по фиксированной цене. Если к тому моменту цена на этот актив поднимается, держатель фьючерса может его перепродать с выгодой.
Для получения прибыли необходимо, чтобы на рынке был спрос не на фьючерсы, а на реальный продукт. В случае с нефтью в апреле ситуация на рынке сложилась не в пользу биржевых игроков. С марта цены на сырьё снизились более чем в два раза на фоне проблем с новой сделкой ОПЕК+. И даже договорённость стран-экспортёров сократить добычу нефти суммарно на 20 млн баррелей в сутки не повысила спрос на топливо в условиях пандемии коронавируса.
В то же время у многих владельцев фьючерсов на нефть нет вообще никаких нефтехранилищ, а обязательства по выкупу нефти становились всё реальнее по мере приближения 21 апреля — срока закрытия апрельских фьючерсов с поставкой 1 мая. 20 апреля, накануне исполнения контрактов на будущие поставки нефти, трейдеры старались избавиться от ранее купленных деривативов по любой цене, чтобы избежать необходимости выкупать и где-то хранить ненужную им нефть. В результате они спровоцировали лавинообразный обвал рынка. Цена основных фьючерсов на WTI, торгующихся на нью-йоркской бирже, опустилась ниже нуля, так что продавцы вынуждены были приплачивать покупателям. Те же трейдеры, на руках у которых остались обесценившиеся бумаги, оказались должны своим брокерам, как это случилось с московскими инвесторами.
Фото: Pixabay, Pixabay License
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!