Телефонные мошенники стали по-новому обманывать россиян
В ВТБ зафиксировали новый сценарий телефонного мошенничества с применением технологии социальной инженерии. Злоумышленники рассказывают жертвам о якобы «подозрительной операции» по их счетам, которая может привести к «блокировке единого лицевого счёта в Центробанке». После чего под этим предлогом аферисты пытаются заполучить сведения о финансовом состоянии пользователя для последующих атак.
«Мошенники под видом сотрудников банков обзванивают клиентов и сообщают о проведении сомнительной операции по их счетам. Лжебанкиры уверяют, что сработал алгоритм блокировки мошеннической операции и все средства клиента заблокированы на вымышленном "едином лицевом счёте в ЦБ". Воспользоваться ими нельзя, пока не будет проведена разблокировка. Тем самым собеседника пытаются успокоить и расположить на дальнейший диалог», — рассказали эксперты банка.
Для того чтобы пользователи смогли восстановить доступ к несуществующему счёту, «сотрудники колл-центра» предлагают жертве направить заявку в любой из банков, где оформлены его счета, вклады, кредиты, зарплатные и дополнительные карты.
«Основная цель мошенников в этой схеме — не получить персональные данные сразу, а аккуратно определить платёжеспособность пользователя. Они задают наводящие вопросы о наименовании банков, открытых продуктах и участии в зарплатном проекте. Ненавязчиво полученная информация о финансовом состоянии клиента может быть использована в последующих мошеннических цепочках: например, при получении доступа в мобильный банк, оформлении кредита сразу в нескольких банках и выводе средств на подставные счета», — рассказали в ВТБ.
После того как мошенники получили необходимую им информацию, они используют её для дальнейших атак на клиента.
«Вся схема выстроена очень аккуратно, чтобы усыпить внимание клиента. При этом ненароком озвученная персональная информация может сработать против вас уже через некоторое время, когда вы, возможно, даже забудете о состоявшемся разговоре. Мы призываем сохранять бдительность и напоминаем, что работу с клиентами как физическими лицами ведут только коммерческие банки, никаких "единых лицевых счетов в Центральном банке" у граждан нет и быть не может, и в реальной жизни такая ситуация просто невозможна», — отметил Никита Чугунов, руководитель департамента цифрового бизнеса — старший вице-президент ВТБ.
Он также подчеркнул, что сотовые операторы пока не блокируют звонки мошенников на должном уровне. По словам Чугунова, только за декабрь 2021 года ВТБ получил от клиентов более 370 000 обращений с жалобами на подозрительные звонки, за январь 2022 года — ещё 360 000.
В ВТБ отметили, что банк постоянно улучшает технологии защиты пользователей. В 2021 году ВТБ спас деньги более 77 000 своих клиентов на сумму более 22 млрд рублей.
Фото: Pixabay, Pixabay License