Текст дня. Кто зарабатывает на продажах «боярышника» в России
В России развивается параллельный алкогольный рынок, объём которого уже составляет 20% от официального. Более 10% жителей России употребляют медицинские препараты и лосьоны на спирту.
В России развивается параллельный алкогольный рынок, объём которого уже составляет 20% от официального. Более 10% жителей России употребляют медицинские препараты и лосьоны на спирту. РБК опубликовало расследование о том, кто зарабатывает на продажах боярышника в России.
На сегодняшний день не существует официальных оценок объёмов производства спиртосодержащей продукции, но, по подсчётам Росалкогольрегулирования (РАР), жители России ежегодно выпивают до 250 млн л лосьонов и настоев в водочном эквиваленте (40% содержания спирта). Ежегодный рост популярности этого продукта составляет 20%. По данным Росстата, розничные продажи водки в России составили в 2015 году 860 млн л, а если оценивать вместе с виски, коньяком и настойками, то объём составляет 950 млн л. Таким образом, продажи боярышника в России составляют около 20% от всего официального рынка. Ежегодно медицинские препараты и лосьоны не по назначению принимают 15 млн человек.
Издание отмечает, что, в отличие от легальных производителей алкоголя, компании, которые занимаются медпрепаратами, не платят акцизный налог, который составляет 100 рублей за бутылку водки 0,5 л. В случае если бы их облагали акцизами, это приносило бы в бюджет до 50 млрд рублей в год. Но на сегодняшний день невозможно доказать, что производители выпускают алкоголь, а не лекарства, потому что на флаконе каждого такого средства есть инструкция по применению: «20–30 капель несколько раз в день до еды при расстройстве сердечной деятельности» или «втирать ватным диском в кожу лица для тонизирующего воздействия».
В России производством медицинских спиртовых настоек занимаются десятки компаний. «В большинстве случаев это довольно примитивные с точки зрения оборудования цеха розлива спирта в потребительскую тару, — рассказывает РБК источник в РАР. — Туда привозят этиловый спирт, смешивают с водой, разнообразными вкусовыми добавками и отдушками и разливают по бутылочкам “готовые лекарственные средства”. Развернуть такое производство можно довольно быстро — оборудование стоит недорого». При этом это только заключительные звенья цепи, на вершине которой — производители медицинского спирта, который называется «фармсубстанция этанол» и с технологической точки зрения ничем не отличается от «спирта этилового пищевого», знает представитель РАР. «По сути, это те же спиртзаводы, использующие стандартные ректификационные колонны типа "Комсомолец" с мощностью 20 000 л спирта в сутки», — говорит источник РБК.
По информации вице-премьера Александра Хлопонина, в России сейчас работает 22 завода, производящих медицинский спирт. «Такие производители не представляют отчётность в Росалкогольрегулирование. Учёт произведённой продукции ведётся на бумаге, спирт продаётся бесконтрольно, — утверждает собеседник РБК из РАР. — Два десятка предприятий могут производить неучтённый спирт в колоссальных объёмах, который служит основным источником нелегального производства алкоголя и различных суррогатов».
Самыми крупными производителями спирта в России считаются компании «Брынцалов-А» (завод в подмосковном Электрогорске), самарский «Гиппократ» (производство в Ульяновской области), «Росбио» (несколько фармпредприятий), РФК (два спиртзавода в Орловской области). Они выпускают спирт, который уже продаётся мелким компаниям, занимающимся разбавлением и смешиванием с травами. При этом есть и предприятия полного цикла: компания «Гиппократ», которая в 2015 году продала 51,8 млн упаковок за 980 млн рублей, «Флора Кавказа» — 12,4 млн упаковок за 231 млн рублей, «Бегриф» — 10,9 млн упаковок за 211 млн рублей, Тульская фармацевтическая фабрика — 9,6 млн упаковок за 251 млн рублей и Ивановская фармацевтическая фабрика — 7,5 млн упаковок за 138 млн рублей. Объём упаковок варьируется от 25 мл до 10-литровых канистр.
По словам главы завода «Брынцалов-А» Владимира Брынцалова, ситуация с продажей боярышника не так проста, как считает РАР. «Наш спирт в аптеке не купишь просто так. Нужен рецепт врача. Да и аптеки его не берут, потому что нужны особые условия хранения. Я в месяц продаю 200 000 флакончиков антисептического раствора, а мог бы продавать 20 млн. Есть продукция нерецептурного характера, но цена сопоставима с ценой водки. Тот же "боярышник" сколько стоит? 20 рублей, спирта там 10 г. Значит, 100 г спирта будет стоить 200 рублей, а литр — 2000», — говорит Брынцалов. — С чем они хотят бороться? Ну вот хотят они запретить парфюмерию, которую сейчас выпускают. А у кого парфюмеры спирт берут? У них же! Вы надеетесь, что с этого спирта водку произведёте? Да вы ничего не выиграете. Контингент, который эту фигню пьёт, не будет её покупать. У него на неё нет денег. Наскребёт 30 рублей — пойдёт сахар купит, самогонный аппаратик поставит».
Другим крупным производителем спиртосодержащих лекарственных препаратов двойного назначения является московская «Константа-Фарм М», которой на 75% владеет один из основателей фанатского движения футбольного московского «Динамо» и соучредитель Всероссийской организации болельщиков Александр «Сан Саныч» Быковский. Ему принадлежат два завода — в Клину и Волоколамском районе. По данным издания, в 2015 году выручка компании составила 247,6 млн рублей, а чистая прибыль — 4,3 млн рублей.