Расследование дня. У кого закупают оборудование федеральные медцентры

28 декабря 2016 в 16:50

Vademecum опубликовал исследование рынка контрагентов крупных федеральных медицинских центров.

В России работают 116 федеральных медицинских центров, которые входят в Минздрав, ФАНО, ФМБА и Минобороны. На их долю приходится более 80% средств, ежегодно выделяемых государством на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. В 2016 году только на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включённую в базовую программу ОМС, было направлено 96,7 млрд рублей. Также бюджет центров складывается из поступлений из ОМС, ДМС, платных услуг и средств, выделенных на развитие научной деятельности. «Это крупные государственные заказчики с хорошим финансированием, поэтому для любого поставщика это важные стратегические клиенты. Любой компании интереснее иметь в своей клиентской базе, условно, десять крупных федеральных центров со стабильным финансированием, чем осуществлять поставки в 200 рядовых больниц, которые не всегда вовремя платят», — рассказывает Дмитрий Ситников, гендиректор госпитального дистрибьютора «Ланцет».

Аналитики Vademecum проанализировали госзакупки центров с 2014 по 2016 год. В исследование вошли 20 лидеров по закупкам, которые ежегодно заключали контракты на сумму почти 40 млрд рублей, что составляет около половины закупок остальных федеральных центров. За три года крупнейшие 20 медицинских центров заключили контрактов на 115 млрд рублей.

В рамках второго этапа исследования аналитики издания определили крупнейших поставщиков этих центров. При этом ключевым критерием является не только сумма, но и постоянство работы: оператор должен входить в список в течение всех трёх лет. Такой подход позволил экспертам исключить из списка строительных подрядчиков, к которым центры обращались один раз. При составлении всех рейтингов использовалась система Zakupki360.ru.

Половина общих расходов федеральных медицинских центров пришлась на закупки медоборудования, его сервисное обслуживание, а также на приобретение медизделий. Более 12% — на закупку лекарств. Не меньше 10% пришлись на строительные расходы и капитальный ремонт. Кроме того, деньги тратятся на питание пациентов, охранные услуги, техническое обслуживание зданий. Девять центров заказали технику и ПО для телемедицинских комплексов на 100 млн рублей, более 60 млн рублей ушли на проведение конференций, 80 млн рублей — на рекламу на радио «Европа Плюс», «Юмор FM» и «Дорожном радио».

Лидером рейтинга стал Северо-Западный ФМИЦ им. В.А. Алмазова, который совершает закупки в среднем на 4,1 млрд в год, но больше всего средств он тратит на строительные работы. Второе место занимает Сибирский федеральный биомедицинский исследовательский центр им. академика Е.Н. Мешалкина с 4,1 млрд в год, чьи самые дорогие контракты — приобретение катетеров, стентов, канюль и других расходников. Третье — московский Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова со средним годовым расходом в 3,3 млрд рублей. Его наиболее весомые контракты — на завершение строительства лечебно-диагностического корпуса. Пятёрку лидеров замыкают МНТК им. С.Н. Фёдорова и Национальный медицинский исследовательский радиологический центр с 3 млрд рублей в год и 2,6 млрд соответственно.

У каждого федерального центра есть от трёх до десяти постоянных подрядчиков, на которых приходится до половины всех закупочных контрактов учреждения. Участники рынка объясняют такое постоянство спецификой своей деятельности, требующей определённых условий закупок и конкретной эксклюзивной номенклатуры. А также многолетней экспертизой рынка, которая позволила определить круг оптимальных поставщиков. «Мы стремимся к тому, чтобы выбирать в партнёры разные компании. Но мы вынуждены закупать, например, для импортного оборудования расходные материалы того же поставщика», — поясняет директор МНТК Александр Чухраев.

Издание отмечает, что руководство федеральных клиник часто выбирает в партнёры компании, близкие к клиникам. «Если компания побеждает в тендерах крупного центра, то, как правило, она имеет отношение к основным игрокам, хотя может и не быть напрямую с ними аффилирована», — говорит представитель одного из крупных российских дистрибьюторов. «Невозможно стать поставщиком центра, не имея хороших отношений с его руководством», — заявляет другой участник рынка.

Среди поставщиков часто встречаются компании, которые больше не сотрудничают с другими игроками рынка и до 100% их поставок приходится на один центр. Например, шесть поставщиков Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова компании «Медфарм», «Лекфарм», «Фармхим», «Медтех», «Химфарм», «Медфармхим» связаны с одним собственником — Владимиром Удовченко. За три года компании заработали на центре более 1 млрд рублей. Сибирский федеральный биомедицинский центр им. Мешалкина за три года заказал у новосибирской компании «Клатона» услуг и продукции на 4 млрд рублей. «Каждый заказчик больше ориентирован на местных поставщиков, у которых на месте есть склады, транспорт, логистика и которые могут обеспечить экстренную потребность. А имея склад в другом городе, сделать это уже сложно», — говорит гендиректор компании Ирина Мужилова.

Успеха у московских федеральных центров достигли и рязанские поставщики оборудования и медизделий «Ортоимплант» и «Ортоимплант-Н». Эти компании вошли в топы ключевых партнёров сразу нескольких федеральных центров — им. Пирогова, им. Бакулева, Лечебно-реабилитационного центра и Центральной клинической больницы с поликлиникой Управделами президента. Обе компании принадлежат Татьяне Терешиной, которая также является соучредителем православного прихода в честь святителя Серафима, архиепископа Богучарского в Рязани.

Центр им. Алмазова на 1,4 млрд рублей заказал оборудование у компаний «Инвитэк» петербургского миллиардера Владимира Селегеня, который приходится родственником спикеру петербургского Заксобрания Вячеславу Макарову, «Арсенал» и «Петромед», которые принадлежат второму партнёру «Инвитэка».

Комментарии

Ещё по теме
Загрузка...
Загрузка...