Суд заставил блогершу Акуну Матату снять её рекламу в российском городе. Что непристойного увидели на баннерах
В Волгограде суд признал непристойной рекламу, призывающую «вылюбить кожу». Так местный блогер Акуна Матата (настоящее имя — Ольга Нечаева) продвигала свой бренд косметики Le Mousse. Рекламу она разместила в том числе на баннерах. Проблемы начались из-за того, что на них была изображена попа и надпись «вылюби свою кожу». В июле 2023 года её запретили, но блогер с решением не согласилась и пошла в суд.
В чём проблема
В марте 2023-го в Волгоградское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России пожаловались на «унижающую человеческое достоинство наружную рекламу». На ней были изображены женские ягодицы в открытых бикини. И надпись: «Вылюби свою кожу. Le Mousse — косметика из дорогих и качественных масел со всего мира».
Баннер стоял в том числе около Мамаева кургана — памятника, посвящённого Великой Отечественной войне.
«Вот такая Опа 3 на 6 метров висит у нас на подъезде к Мамаеву кургану», — написал заявитель в жалобе.
Оказалось, что ещё три человека обратились из-за этой рекламы в администрацию города. Их смутило, что на баннере изображены оголённые ягодицы.
Почему именно «вылюби»
Для рекламы выбрали «вылюби», а не «полюби», так как первое с точки зрения маркетинга более привлекательно, объяснила представитель блогера.
Что решил ФАС
Летом 2023-го Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгограду признало рекламу нарушающей законодательство и вынесло предписание о прекращении нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе. В ней говорится, что в рекламе запрещено использовать бранные слова, непристойные и оскорбительные образы и т. д.
Экспертный совет из 12 человек пришёл к выводу, что:
- фраза «Вылюби свою кожу» вместе с женскими ягодицами и сама по себе — это непристойно;
- слово «вылюби» в рекламе воспринимается как производное от матного слова;
- использовать фото и фразу вместе и по отдельности недопустимо «в соответствии с действующими нормами морали и нравственности».
Как защищалась блогер
Её представитель упирал на то, что:
- проверку просил провести лишь один человек и из-за этого нельзя признать рекламу нарушающей требования Закона о рекламе;
«Более по указанному поводу никто не обращался, негативного мнения и недовольства не выражал, несмотря на то что численность населения города Волгограда превышает один миллион человек».
- выражение «Вылюби свою кожу» носит оскорбительный характер и нарушает требования Закона о рекламе;
«Согласно словарю В. И. Даля слово "вылюбить" означает — себе невесту, полюбить и добыть по своему выбору. Вылюбовать что, выбрать любое, по нраву; облюбовать».
- по правилам русского языка повелительное наклонение в единственном числе слова «вылюбить» — это слово «вылюби» и никакого иного смысла и подтекста, кроме как «полюби», оно не несёт.
Тем не менее суду тоже было чем парировать, и разбирательства закончились не в пользу блогера. Но Нечаева пыталась отстоять решение ФАС в суде. Её длилось полгода только в первой инстанции.
Финал
В итоге Арбитражный суд Волгоградской области посчитал законным и обоснованным решение «о признании ненадлежащей рекламы средств по уходу за кожей с использованием непристойного слогана». Теперь баннеры должны снять.