secretmag.ru
Опубликовано 11 ноября 2021, 11:00
3 мин.

Проект скоростной магистрали Москва — Петербург задумали свернуть

В российском правительстве обсуждают отказ от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Её предлагают заменить на выделенный грузовой ход между городами. Всё из-за сдвига сроков строительства трассы. При этом участники рынка и эксперты не видят смысла в отдельном грузовом ходе, так как считают, что часть грузов с этого направления ранее сняли при запуске «Сапсанов», а остальные — при помощи платной трассы М-11 «Нева».

Проект скоростной магистрали Москва — Петербург задумали свернуть

По информации источников «Коммерсанта» в правительстве, строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург может быть сдвинуто или даже отменено. Ранее от магистрали стоимостью в 1,4–1,7 трлн рублей ждали сокращения времени на дорогу между столицами до 2 часов 15 минут. Проект должны были завершить в 2027 году.

Как выяснила газета, на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова решили рекомендовать РЖД «дополнительно проработать» вопросы реализации проекта ВСМ и оценить его перспективу «с учётом развития грузового сообщения в направлении портов Северо-Западного бассейна». Это есть в протоколе совещания.

А вот в проекте протокола была немного другая формулировка: «оптимизация проекта строительства железнодорожной линии Москва — Санкт-Петербург с участием крупнейших грузоотправителей». Собеседники издания рассказали, что чиновники обсуждают не только вариант отказа от строительства трассы, но и возможность строительства выделенного грузового хода — на этом настаивает РЖД, заявил один из источников.

В поручении Белоусова предложили учесть рост грузовой базы в портах Северо-Запада и перспективы развития грузового сообщения с ними, развитие ж/д подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов. Также в планах — достижение провозной способности на этом направлении в 170 млн тонн к 2025 году и 220 млн тонн к 2030 году.

Позиция экспертов

Опрошенные «Коммерсантом» грузоотправители заявили, что существенного роста грузопотока, ради которого стоит организовывать выделенный грузовой ход между Москвой и Петербургом, нет. По их словам, часть грузопотоков уже взяли на себя «Сапсаны».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров добавил, что все потребности грузоотправителей также удовлетворяет запуск платной автотрассы М-11 «Нева», которая радикально улучшила транспортное сообщение.

При этом эксперт поддержал потенциальный отказ от строительства ВСМ. По его словам, благодаря этому РЖД сможет не увеличивать долговую нагрузку и вдобавок серьёзно улучшить структуру инвестпрограммы, сократив её объём за счёт неокупаемого и сверхдорогостоящего проекта. Бурмистров подчеркнул, что сейчас и в перспективе «Сапсаны» закрывают все потребности пассажирского движения между Москвой и Петербургом.

О скоростной трассе Москва — Петербург

О строительстве ВСМ задумались в 2019 году: работы по возведению 800 км дороги предварительно оценили в 1,5 трлн рублей. Тогда обсуждалась идея о прохождении железной дороги через Великий Новгород. Ранее проект железной дороги от столицы до Санкт-Петербурга поддержал президент России Владимир Путин.

«Секрет» писал, что РЖД предложили включить строительство ВСМ в нацпроект по модернизации магистральной инфраструктуры. Компания просчитала стоимость проекта: 1,59 трлн рублей на участок Петербург — Москва (659 км), 530 млрд рублей на участок Москва — Нижний Новгород (421 км), 30,6 млрд рублей на проектирование петербуржского участка, — всего 2,295 трлн рублей.

Из этой суммы 1,69 трлн рублей — деньги РЖД, 600 млрд рублей — из федерального бюджета. При этом компания дополнительно претендует на бюджетную поддержку — субсидии и гранты на несколько сотен миллиардов рублей. Все эти деньги нужны холдингу, чтобы окупить проект.

Фото: Pixabay, Pixabay License