secretmag.ru
Опубликовано 25 июня 2018, 12:26

«Странные люди из Самары»: «Медуза» узнала, кто стоит за «Активным гражданином»

Сервис «Активный гражданин», созданный по заказу московских властей, выходит в регионы. На открывшемся в мае сайте «Активный гражданин. Россия» в тестовом режиме заработали разделы Кемеровской и Орловской областей. Обнаружившее это издание «Медуза» разобралось, кто и как зарабатывает на этом сервисе.

«Странные люди из Самары»: «Медуза» узнала, кто стоит за «Активным гражданином»

Сервис «Активный гражданин», созданный по заказу московских властей, выходит в регионы. На открывшемся в мае сайте «Активный гражданин. Россия» в тестовом режиме заработали разделы Кемеровской и Орловской областей. Обнаружившее это издание «Медуза» разобралось, кто и как зарабатывает на этом сервисе.

«Медуза» называет «Активного гражданина» одним из главных проектов вице-мэра Анастасии Раковой. С 2014 года в сервисе зарегистрировались более 2 млн пользователей, с его помощью было проведено более 2700 голосований по вопросам городского управления. Темы самые разные: от выбора идей для экскурсий в парках до отношения к программе реновации. «Медуза» напоминает, что сервис неоднократно обвиняли в накрутках, некорректной формулировке вопросов и голосованиях, легитимизирующих уже принятые решения.

Приложение «Активного гражданина» в 2014 году было создано без конкурса зарегистрированной в Самаре компанией «Альтарикс». До этого она успела поработать ещё над несколькими информационными сервисами московской мэрии, а ещё раньше занималась совсем другими делами — торговала пиломатериалами. Только в 2016–2017 году, «Альтарикс», по данным «Медузы», получил за работу над «Активным гражданином» более 130 млн рублей. Тендеры проводились в формате «Закупка у единственного поставщика».

Перепрофилирование «Альтарикса» совпадает по времени со сменой владельца — им, по данным «Медузы», в настоящее время является участник Самарской лиги знатоков Денис Николаев. С «Альтариксом» связано несколько компаний, которые тоже активно участвуют в торгах департамента информационных технологий московского правительства. Их общая выручка в 2016 году составила 1,3 млрд рублей.

Всего, согласно подсчётам «Медузы», четыре года работы «Активного гражданина» обошлись городскому бюджету в 520 млн рублей. Львиная доля денег ушла на PR (180 млн рублей) и сувенирную продукцию (140 млн). Основные подрядчики PR-сопровождения — PR Inc. (51 млн рублей) и «Михайлов и партнёры» (15 млн рублей). Компания «Социализм Про Медиа», которую «Медуза» связывает с бывшими чиновниками мэрии Михаилом Арутюновым и Василием Овчинниковым, выиграла 80% контрактов на изготовление сувенирки.

После выхода текста «Медузы» разделы Кемеровской и Орловской областей на сайте «Активный гражданин. Россия» работать перестали.

Читайте также наш материал «Важная бумажка: Как бизнес идёт навстречу авторам петиций».

У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!