secretmag.ru
Опубликовано 26 июля 2016, 11:22

Статья дня. Кто организует и курирует контрабанду в Ленинградской области

РБК на основе таможенных деклараций транспортной компании ULS Global и информации от ряда источников в правоохранительных органах и участников рынка восстановило схемы, по которым через таможню в Ленинградской области проходят контрабандные поставки одежды, обуви, электроники и других товаров. Агентство оценивает стоимость нелегальных товарных потоков в «миллиарды долларов».

Статья дня. Кто организует и курирует контрабанду в Ленинградской области

РБК на основе таможенных деклараций транспортной компании ULS Global и информации от ряда источников в правоохранительных органах и участников рынка восстановило схемы, по которым через таможню в Ленинградской области проходят контрабандные поставки одежды, обуви, электроники и других товаров. Агентство оценивает стоимость нелегальных товарных потоков в «миллиарды долларов».

По словам петербургского предпринимателя, имя которого агентство не раскрывает, контрабандой «зарабатывает половина выборгских пенсионеров», которых называют «тушканы». Рано утром «тушканы» на легковых автомобилях пресекают русско-финскую границу, где их ждёт фура с 20 т товара. Товар «раскидывают» по автомобилям, не более 100 кг на каждый, и провозят в Россию якобы для личного пользования без уплаты таможенной пошлины. Сотрудники таможенного поста помогают челнокам быстро пересекать границу. На российской стороне их поджидает другой грузовик, в который сгружается товар. По словам собеседника РБК, за день «тушканы» успевают сделать до трёх ходок туда-обратно, заработав 3000 рублей.

Другой способ поставки, который используют «контрабандисты средней руки», — «перегруз». В рамках этого метода водитель, который везёт обувь, одежду или электронику, имеет два комплекта документов: один на обозначенный товар, другой, поддельный, на стройматериалы, которые облагаются меньшей пошлиной. При досмотре водитель подаёт таможеннику второй пакет документов. Фура направляется на таможенный терминал, где должна произойти растаможка. Однако по пути грузовик сворачивает на склад. Там срывают пломбы, выгружают одежду и электронику, загружая в автомобиль кирпичи или щебень, указанные в декларации. Прибыв на таможенный терминал, фура без проблем проходит растаможку. Потом стройматериалы опять везут на склад, чтобы подменить новую партию дорогостоящего товара.

Далее, по данным агентства, товар перевозится в Москву, где, возможно, хранится в помещениях рынка «Садовод» и торгового центра «Москва». Администрация обеих компаний связь с контрабандой отрицает.

Транспортная компания ULS Global, таможенные декларации которой удалось изучить РБК, в месяц переправляет через границу «150–200 машин с товаром». Отправителями товаров в основном выступают различные офшоры, получателями — фирмы «Крона», «Гермес» и «ТК "Инкар"», данные о которых отсутствуют в ЕГРЮЛ. Совладелец ULS Игорь Хавронов в разговоре с корреспондентом РБК подчеркнул, что его компания лишь предоставляет транспорт и не имеет отношения к отправителям и получателям груза. «Мы играем роль такси, и не более того», — заявил он.

Собеседник РБК утверждает, что ULS Global могли оказывать покровительство оперативник Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) ФТС России Павел Смолярчук и начальник 7-го отдела (курирует таможню) управления «К» СЭБ ФСБ Вадим Уваров. Так, Вадим Уваров, по данным источника РБК, встретился с чиновником управления Росреестра Борисом Авакяном и якобы предложил ему взятку в размере $3 млн за бизнес-покровительство со стороны Уварова ряду петербургских фирм, занятых таможенным оформлением. Проводятся ли на данный момент следственные действия в отношении Уварова — неизвестно.

По оценкам исполнительного директора Союзлегкопрома (объединяет отечественные предприятия лёгкой промышленности) Игоря Ульянова, объём контрабандных поставок товаров лёгкой промышленности в Россию в 2015 году мог составить 0,5–1 трлн рублей. Глава Национального обувного союза Наталья Демидова рассказала, что ежегодно в России продаётся не меньше 500 млн пар. Около 100 млн пар производится внутри страны, ещё 300 млн — официальный импорт. Недостающие 100 млн пар — минимальный объём нелегальных поставок.