Ссылка дня. Как бизнесмены зарабатывают миллионы в гаражах
«Ведомости» опубликовали материал о «гаражной экономике» — предпринимателях, запустивших свои бизнесы в гаражных кооперативах.
«Ведомости» опубликовали материал о «гаражной экономике» — предпринимателях, запустивших свои бизнесы в гаражных кооперативах.
Термин «гаражная экономика» появился в исследовании фонда «Хамовники» в 2015 году. Аналитики провели 163 интервью в гаражных кооперативах в 60 городах России. При этом исследователи отмечали, что в их понимании гаражная деятельность скорее не бизнес, а промысел, в котором люди работают не на умножение своего капитала, а ради выживания. «Промысел существует до тех пор, пока работает промысловик, ведь на него завязано всё: производство, сбыт, улаживание проблем», — считает соавтор исследования Сергей Селеев. Как правило, такому человеку 35–45 лет, он живёт в регионе, работает нелегально.
Авторы исследования насчитали в 12 городах 16 881 производство, из которых в Ульяновске — 11 700. В гаражную экономику города вовлечено 15% населения — около 80 000 человек. В Анапе из 3407 гаражей в 51% находится малый бизнес.
Эксперты смогли классифицировать виды гаражного промысла. В итоге получилось 15 направлений — от сельского хозяйства и разведения рыбы до образовательных услуг и спортзалов. Чаще всего регионы имеют свою специализацию — в городе Кимры Тверской области местная обувная фабрика распределяет заказы по гаражам, где их выполняют кустарным способом. В Набережных Челнах в гаражах выпускают восстановленные запчасти для КамАЗов.
Одним из гаражных предпринимателей стал 56-летний Владимир Кувшинов из Казани, который открыл точку по пошиву чехлов на автомобильные кресла в своём гараже. Его бизнес выполняет до 50 заказов в месяц при среднем чеке на 7000 рублей, но бывают и дорогие работы до 30 000 рублей. Чистая прибыль колеблется от 15 000 до 100 000 рублей в месяц. Мастерскую он открыл в двух смежных гаражах, а потом вырыл под ними яму, в которых сейчас находятся печка и склад.