Ссылка дня. Андрей Мовчан — о последствиях российских санкций против Турции
Руководитель экономической программы Московского центра Карнеги Андрей Мовчан — о том, как скажутся санкции России в отношении Турции на обеих странах.
Руководитель экономической программы Московского центра Карнеги Андрей Мовчан — о том, как скажутся санкции России в отношении Турции на обеих странах.
Мовчан отмечает, что торговый оборот с Турцией — один из крупнейших для России и это направление приносит $15 млрд в год положительного сальдо. «Ограничения на импорт из Турции прежде всего ударят по поставщикам продовольствия и населению. Россия покупает у Турции еды на $1,1 млрд в год (примерно 4% всего импорта пищевых продуктов, а по ряду продуктов, например овощам, до 17%). Запрет вызовет дефицит целого ряда товаров, которые Россия традиционно получала от средиземноморских поставщиков — антисанкции уже фактически оставили из них только Турцию. Проблемы будут с оливковым маслом, средиземноморской рыбой, маслинами, цитрусовыми», — пишет эксперт.
Мовчан также отмечает, что пострадают и российские туроператоры и перевозчики, в том числе из-за контрсанкций в плане воздушного пространства, сфера строительства, морские перевозки, а кроме того, в перспективе и атомная энергетика.
Для Турции, по мнению экономиста, проблемой в этой ситуации станет сохранение российских поставок газа, но «отключение Турции газа — обоюдоострое оружие, Россия немедленно потеряет 10% своего торгового баланса». Второй трудностью станет потеря туристов из России. Однако «уже в 2014 году турпоток из России упал на 13,5%, в 2015 году число россиян сократилось ещё примерно на 24%. При почти неизменном общем числе туристов доля россиян сократилась до 7%», — отмечает Мовчан.
«Но самое главное в этом конфликте — это вопиющая нелогичность российских действий. Только год назад страны Запада обвинили Россию в поддержке террористов на востоке Украины и причастности к гибели малайзийского самолёта. В результате США и Европа ввели санкции в отношении России, очень напоминающие наши санкции в отношении Турции — такие же экономические по сути, аккуратные, чтобы не слишком задеть собственные интересы, да и экономику России тоже, не затрагивающие ключевого сектора экономического взаимодействия — нефтегазовой торговли», — пишет Мовчан.
В начале ноября Мовчан проанализировал, на основании каких прогнозов рассчитывался бюджет России на 2016 год, уже названный критиками «бюджетом стагнации».