Скандал дня. Как у Чубайса украли усадьбу
В посёлке литераторов Переделкино, через дорогу от знаменитой дачи Бориса Пастернака, находится пустая усадьба с основным домом, площадью более 2 600 квадратных метров, двумя гостевыми домами и техническими сооружениями. Издание Forbes выяснило, что дом строился для главы «Роснано» Анатолия Чубайса и его жены, режиссёра Авдотьи Смирновой. Сейчас на весь участок наложен арест.
В посёлке литераторов Переделкино, через дорогу от знаменитой дачи Бориса Пастернака, находится пустая усадьба с основным домом, площадью более 2600 кв. м, двумя гостевыми домами и техническими сооружениями. Издание Forbes выяснило, что дом строился для главы «Роснано» Анатолия Чубайса и его жены, режиссёра Авдотьи Смирновой. Сейчас на весь участок наложен арест.
Официальным собственником недвижимости значится швейцарская компания SFO Concept AG и её глава Илья Сучков, который утверждает, что его компания вложила в дом $50 млн. Летом кредиторы компании, которые выдали ей $36 млн, подали иски о возврате денег. Крупнейший кредитор — O1 Trust Services ltd миллиардера и друга Чубайса Бориса Минца, выдавшая SFO Concept AG кредит на $23 млн.
По словам источников, близких к Чубайсу, изначально SFO Concept была компанией главы «Роснано»: «Долгое время это был family office Чубайса, компания, которая управляла его активами. После выхода закона [запрещающего чиновникам владеть зарубежными активами] г-н Чубайс продал компанию Илье Сучкову. На компанию были оформлены кредиты от структур Бориса Минца, потому что Чубайсу просто были нужны деньги на строительство дома. А Сучков в какой-то момент понял, что является счастливым владельцем и гендиректором компании, которая владеет землёй и почти построенным домом, и решил на этом сыграть».
Илью Сучкова Чубайс знает благодаря работе со всей семьёй Сучковых — с его отцом Василием Чубайс работал ещё в Госимуществе, а старший брат Игорь 17 лет был советником Чубайса. Сам Илья Сучков говорит, что компания недолгое время была family office и начала диверсифицировать бизнес: оказывать консалтинговые услуги и консультировать торговцев ценными бумагами. После продажи компании SFO Concept Сучков должен был заплатить за нее $28 млн — столько же, сколько компания направила на финансирование сделки в Переделкине. Через год сумма сделки изменилась на $150 000. «Компания SFO Concept принадлежала мне некоторое время, — подтвердил Forbes Анатолий Чубайс. — В 2013 году я продал её другому лицу, чтобы оно занялось организацией строительства дома и привлечением финансирования. В дальнейшем дом должен был перейти в мою собственность. Насколько мне известно, компания нарушила ряд коммерческих договорённостей в части привлечённого финансирования и, видимо, это послужило поводом для подачи исков к ней от кредиторов».
Сучков отмечает, что усадьба в Переделкине сразу же была простым инвестиционным проектом компании: «Он финансировался на 50% из собственных средств компании. Анатолий Борисович собирался приобрести его, но потом, видимо, передумал. А Минцу дом так понравился, что он захотел его себе и из-за этого инициировал всё это судебное преследование». «Это полная чушь! — возмущается источник Forbes, близкий к Чубайсу. — Дом сразу строился по заказу Чубайса под нужды его семьи». Он рассказывает, что помимо заёмных денег на строительство усадьбы были потрачены собственные средства Чубайса, но это намного меньше $50 млн. В случае если кредиторы отсудят дом, глава «Роснано» может выкупить его.
Представители Минца, в свою очередь, говорят, что O1 Trust Services просто пытается вернуть деньги. «Ситуация банальная — владелец SFO Concept не возвращает деньги, которые брал на строительство дома, и решил распорядиться им по своему усмотрению», — говорит в интервью Forbes старший сын Минца Дмитрий, глава и председатель совета директоров O1 Properties. «Нам стало известно, что Сучков хотел перерегистрировать всю недвижимость SFO Concept на себя как на физическое лицо, без оплаты кредитов, — возмущается Минц. — Это означает для нас, что он не только не может исполнить обязательства, но даже не собирается пытаться с нами рассчитаться».
Сам Сучков предлагает выкупить у него дом по цене в $36,5 млн, но кредиторы считают, что актуальная рыночная цена дома — не более $12,55 млн. «Представители Бориса Минца принуждают продать недвижимость в Переделках по заниженной цене — сначала давали $7 млн, потом $12 млн, что ставит компанию перед угрозой банкротства и привлечения к уголовной ответственности менеджмента SFO Concept, — говорит Сучков. — Если Минц потом уступит недвижимость по этой цене Чубайсу, это будет означать помощь в легализации доходов, ведь его официальный доход не позволяет приобрести объект недвижимости у SFO Concept по рыночной стоимости».
Несмотря на это, Арбитражный суд Московской области встал на сторону Сучкова, поскольку кредиторы не смогли доказать связь между объектом недвижимости и кредитом. Брянский суд, в свою очередь, решил арестовать недвижимость, потому что в интернете появились объявления о продаже участка за 950 млн рублей. Сучков утверждает, что его компания не должна досрочно возвращать кредиты, потому что у компаний нет оснований для подобного взыскания долга.