«Ситуация патовая». Как преодолевают кризис звёзды российского шоу-бизнеса
«Сосём чупа-чупс всей семьёй»Коронавирус нешуточно ударил по индустрии культуры в России: концерты и спектакли запрещены, съёмки ограничены, работа сотен актёров и музыкантов приостановлена. Как артисты и звёзды шоу-бизнеса переживают кризис и какие выходы видят — в обзоре «Секрета фирмы».
Волка ноги кормят
Некоторые артисты заявили, что из-за коронавируса столкнулись с финансовыми сложностями. Татьяна Буланова в середине апреля заявила, что «деньги закончились». Кроме того, ранее стало известно, что певицу госпитализировали из-за проблем с сердцем.
«Если это продлят дальше, я не знаю, что будет, на что жить, — заявила она. — Меня, как волка, ноги кормят. Поработал — получил деньги. Не съездил — не получил», — сказала она.
Индустрия «накрылась медным тазом», и многим сейчас не до песен, написала Глюкоза (Наталья Чистякова-Ионова) в Instagram. Она намекнула, что финансовые запасы иссякают: «Говорят, что свистеть дома нельзя — денег не будет... Но так как это уже случилось, то нам нечего терять».
Ещё категоричнее высказался солист группы «Рондо» Александр Иванов. Общаясь с поклонниками в Instagram, он описал своё финансовое положение фразой «сосём чупа-чупс всей семьёй».
«Банк прислал очередной платёж за кредит без каких-либо послаблений, арендатор репетиционной базы скинул 30% понимая что платить не с чего», — написал музыкант (орфография и пунктуация сохранены).
Солист рок-группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев cказал «Секрету фирмы», что оплачивает зарплату коллективу из своих сбережений: «Доходов нет, живём на остатках былой роскоши».
Доходы «исчезли полностью», заявил «Секрету фирмы» участник «Квартета И» Леонид Барац Все спектакли, гастроли и концерты коллектива отменились, а расходы остались: «Мы платим аренду, кроме залов на спектакли, зарплату, у нас немаленький штат работников».
У актёров сейчас не может быть никаких привычных доходов, подтверждает Юрий Стоянов: чтобы зарабатывать, нужно играть или сниматься. Артист рассказал «Секрету фирмы», что его съёмки в сериале завершились буквально перед пандемией, а к работе над другим проектом приступить не успели — помешал режим самоизоляции.
«Но если быть искренним, то проблема, которая стоит перед очень многими людьми сейчас в стране — на какие деньги купить еду — в моей семье пока не стоит», — обрисовал Стоянов финансовую ситуацию.
Артисты вынуждены возвращать предоплаты и терять «все деньги», говорил рэпер Feduk (Фёдор Инсаров). У молодого исполнителя отменились шесть концертов на Дальнем Востоке, несколько мероприятий в Турции, а также корпоративы, дни рождения и частные мероприятия.
Для группы Little Big карантин обернулся «полным крахом»: коллектив должен был ехать на «Евровидение», но конкурс отменили. В итоге группа не может монетизировать «самый большой взлёт в карьере», рассказал лидер Little Big Илья Прусикин. Но финансовый запас у него и у коллектива есть, добавил артист.
«Мы лишились 100% прибыли от концертов, потому что на ближайшие как минимум полгода все крупные фестивали отменились, как и сольные выступления, — сказал Прусикин Forbes. — Мне кажется, что ближайший год будет сохраняться эта динамика. Потому что люди после того, как все закончится, будут на всякий случай избегать концертов, чтобы не заболеть: "Лучше подожду еще полгодика и тогда буду ходить"».
Сергей Шнуров, лидер самой дорогой российской группы «Ленинград», рассказал, что распустил коллектив ещё до пандемии. Музыканты не бедствуют, но «накопленный жирок очень быстро сойдёт на нет».
Музыканты вновь получат возможность выступать и гастролировать к осени, оценивает DJ Smash (Андрей Ширман). Он надеется, что ситуация позволит давать концерты «хотя бы в пределах России».
«Даже если откроются рестораны и кинотеатры, то большие мероприятия устраивать первые месяцы не стоит. Люди еще будут опасаться — вряд ли такие мероприятия будут иметь коммерческий успех. К тому же вирус сложно будет победить до конца. [Надеемся, что разрешат делать как] в Голландии — 15 мая открываются рестораны, но их разрешат наполнять на 50%, все будут друг от друга на расстоянии находиться», — сказал Ширман «Секрету».
Музыкант владеет долей в Черёмушкинском рынке, который продолжает работу, и несколькими ресторанами — они сейчас закрыты. Ширман добавил, что он и его партнёры работают на сохранение бизнеса:
«Два-три месяца продержимся с убытками. Весь персонал, который у нас работает? — они на небольших зарплатах и понимают, что ситуация такая, нужно затянуть пояса. Но всё будет хорошо!» — надеется музыкант.
Онлайн — спасение. Или нет?
Feduk заявил, что видит выход в онлайн-концертах.
«Надо дома строить студию срочно, хотя бы кухонную какую-нибудь, выпускать материал. Сейчас много народу стримит музыку, слушает музыку и смотрит онлайн-концерты», — подчеркнул Инсаров. Он добавил, что люди готовы тратиться на контент, потому что сидят дома.
Онлайн сейчас — основной источник дохода для Little Big: команда живёт за счёт стриминга и рекламы, заявил Прусикин. При этом из-за самоизоляции аудитория аккаунтов резко выросла.
«Везде, где есть аудитория, есть материальный выхлоп. У тебя заказывают рекламу в Instagram, у тебя заказывают рекламу на YouTube. Но нет такого, чтобы у меня что-то резко изменилось, я как делал рекламу, так и делаю — хуже не стало, так скажем», — подчеркнул артист.
Музыканты получают деньги и от продажи музыки онлайн, напомнил Ширман. Как она идёт сейчас, оценить сложно: статистика и финансовые результаты становятся известны «через квартал-два».
Юрий Стоянов проводит время на даче и снимает юмористические видео для Instagram, YouTube, «Одноклассников» и видеоплатформы «Яндекса». Он заявил, что не собирается монетизировать контент.
«Это способ душевного и профессионального позитивного выживания в этих обстоятельствах. Я не был никогда интернет-человеком, у меня нет своего канала, меня нет в соцсетях. Это попытка обратиться к людям не через большие медиа, а вот так, друг с другом — как между собой. Костюмы — это мой гардероб. Выручил пакет с 10 париками, оставшимися от "Городка". Он и натолкнул меня на эту мысль», — подчеркнул актёр. Текст для роликов пишут авторы шоу «100ЯНОВ», монтирует монтажёр «Городка», а супруга снимает и произносит закадровый текст, рассказал Стоянов.
Онлайн-концерты и прямые эфиры не имеют никакого отношения к музыкальной индустрии, считает певец Валерий Сюткин. Как и Стоянов, он назвал подобные мероприятия «поддержкой боевого духа населения».
«Ждём, что поделать. Надо потерпеть, как и ресторанный бизнес, сфера услуг. Наша задача — развлекать людей, сейчас людям не до развлечений», — заявил артист.
Онлайн-концерты бесперспективны и вскоре перестанут быть интересными, считает Шнуров: «Сколько можно смотреть на одни и те же физиономии, поющие одни и те же самые песни? Концертов, снятых в том же самом YouTube, какими-то любительскими, не любительскими камерами миллион. Можешь посмотреть все».
Помоги себе сам
Государство включило культуру в список пострадавших от коронавируса отраслей. Компаниям, которые ведут бизнес в этой сфере, предоставили отсрочку по налогам, сборам и арендным платежам, временно избавили их от банкротства и предоставили право на беспроцентные кредиты на выплату зарплат. Впрочем, Леонид Барац призвал правительство к более масштабной поддержке и культурного, и другого бизнеса — то, что делается сейчас, «совершенно недостаточно», считает актёр.
«Есть пример Европы и Америки, по этим лекалам легко можно было действовать. В пропорции, естественно. Но так всем было бы лучше совершенно точно, мы бы на выходе не получили разрушившиеся тысячи малых и средних предприятий», — сказал Барац «Секрету».
Сейчас «помогать утопающему предложили самому утопающему», подтверждает Иванов из «Рондо»: никто из Минкульта «не появился с пояснением, как не помереть с голоду».
Актёр и председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин попросил помощи не для актёров, а для театров. Жизнь после пандемии «не будет полноценной, если будут разрушены театры», подчеркнул он.
«В поддержке нуждаются не только государственные и муниципальные театры, но и негосударственная сеть. Им сегодня тяжелее, ведь их финансовое благополучие целиком зависит от проданных билетов. Надо найти способ помочь им», — указал Калягин.
Шнуров заявил, что поддерживать нужно не музыкальный, а обычный бизнес — ситуация с ним «патовая или аховая, как вам больше нравится».
«В той же самой Америке выделяется порядка 12% на поддержание людей, спроса и бизнеса. У нас, насколько я понимаю, это только 1%. Получается, что в 10–12 раз меньше мы обращаем внимание на наших людей. А как они будут выживать, мало кого интересует. Сказал Путин: «Платите всем». Замечательно, с каких шишей, с каких барышей это все будет платиться? Зачем мы копили этот резервный фонд? Зачем нам были эти кубышки на чёрный день? Вот сейчас что у нас? Белый день или какой? Или что, розовый?» — возмутился Шнуров.
В условиях пандемии звёзды начали искать другие способы заработка. Например, певица Любовь Успенская объявила, что готова записать эксклюзивное видеопоздравление, которое «навсегда останется с вами, будет неожиданным, подарит улыбку и приятные эмоции». Оно обойдётся в 300 000 рублей, выяснил корреспондент «Секрета фирмы».
Телеведущая Тина Канделаки запустила в продажу маски стоимостью 200 рублей за штуку. Маски при этом одноразовые, защищают не дольше трёх часов и сделаны из дешёвого материала «Спанбонд» по 25 рублей за метр.
Звёздам грех жаловаться на кризис, потому что многие россияне живут гораздо хуже, напоминает Мазаев: «Мне неудобно и неловко плакаться, потому что я знаю, как живут учителя — самые главные люди нашей цивилизации, в каком они состоянии находятся. И, в общем, ныть нет смысла никакого, стыдно и позорно. Мы, во всяком случае я, супержируем по сравнению с нашими учителями. Это горько, мне перед ними просто неловко — жить такой жизнью и знать, что я ничего не могу сделать, чтобы наши учителя жили лучше», — сказал музыкант «Секрету».
Продюсер «Ласкового мая» Андрей Разин утверждает, что певец Филипп Киркоров начал продавать личные вещи и уникальные костюмы. «Ввиду отсутствия концертов, крупных корпоративов и возврата всех предоплат, которые составляли до €200 000 и более», звёзды вынуждены резко сократить траты и «содержать огромную армию своих подчинённых», написал Разин.
Делай что-нибудь ещё
Философский итог подвёл автор и исполнитель Юрий Лоза. Он разделил эстрадный мир на две категории — творцов и исполнителей. Для первых, к которым Лоза отнёс и себя, ничего не изменилось.
«Все люди пишущие всегда работали в изоляции, в одиночестве. Если человек пишет роман, зачем ему компания? Он наоборот старается уединиться, куда-то уехать, ищет того самого уединения, той самой самоизоляции, которая нужна для создания произведений. Для пишущих людей это не стало катастрофой. Люди как работали, так и работают. Я пишу песни, занимаюсь аранжировками. Я сижу один — что есть самоизоляция, что нет, я сижу и делаю аранжировки», — сказал Лоза «Секрету».
Исполнители же, по версии Лозы, не могут жить без публики и пытаются воссоздать её — в том числе через интернет: «Им нужны тусовки, концерты — по-другому они занять себя не могут. Они пытаются восполнить пробел другими способами, потому что им надо быть публичными».
Лоза считает, что беспокоиться за финансовое благополучие звёзд не стоит — у многих есть накопления. А тем, кому совсем туго, Лоза предложил продать что-нибудь ненужное.
«Если взять любого более-менее обеспеченного человека и пройтись по его квартире — вы найдёте там процентов 30 вещей, от которых легко можно избавиться, они в великолепном состоянии и куплены непонятно для чего. У меня, например, около 10 брюк, в которые я уже не могу влезть. У любой женщины найдётся 10 платьев, которые можно продать», — подчеркнул артист.
Главный совет, который Лоза дал всем коллегам, звучит так: «Научись сделать что-то ещё, кроме основной своей профессии. Не можешь делать любимую работу — делай нелюбимую». К примеру, сам певец «по просьбам подписчиков» решил запустить на своём YouTube-канале видеоблог, в котором он рассуждает на различные темы.
Фото: depositphotos.com, «Секрет фирмы»
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!