secretmag.ru
Опубликовано 31 марта 2020, 18:25

Считается ли коронавирус в России форс-мажором и освобождением от деловых обязательств

Во время пандемии коронавируса у российских предпринимателей сорвались тысячи контрактов. «Секрет фирмы» выяснил у юристов, можно ли считать разворачивающиеся события форс-мажором и можно ли на этом основании уйти от ответственности за срыв обязательств по сделкам.

Считается ли коронавирус в России форс-мажором и освобождением от деловых обязательств

Коронавирус — это форс-мажор?

Да, но в юридической практике это называется по-другому.

Термина «форс-мажор» в российском законодательстве нет. В деловой среде чаще используют определение из Гражданского кодекса РФ — «обстоятельство непреодолимой силы».

Таким обстоятельством может быть нечто чрезвычайное и непредотвратимое — это две важнейшие характеристики «непреодолимой силы», разъяснил Верховный суд в 2015 году.

Год спустя он уточнил: требование чрезвычайности подразумевает исключительность, «выход за пределы "нормального", обыденного, что не может быть учтено ни при каких обстоятельствах».

Ситуация с коронавирусом подходит под такое описание, говорит ведущий юрист компании «Проспектаси» Дмитрий Булгаков. С этим согласна эксперт адвокатского бюро «А-ПРО» Надежда Хан. Однако она вспоминает: в 2009 году российские суды не признавали распространение свиного гриппа обстоятельством непреодолимой силы.

С коронавирусом, скорее всего, будет иначе. Ещё в середине марта мэр Москвы и губернатор Подмосковья своими указами и постановлениями признали распространение вируса обстоятельством непреодолимой силы.


«Установить, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности <…>, который является обстоятельством непреодолимой силы». (Указ мэра Москвы, Постановление губернатора Московской области)


«Из указа следует, что обстоятельством непреодолимой силы признают введение режима повышенной готовности, который является следствием распространения вируса. Но насколько режим повышенной готовности отвечает приведенным выше описаниям обстоятельства непреодолимой силы?» — задаётся вопросом Дмитрий Булгаков.

Принятые в Москве и Подмосковье меры не распространяются на другие регионы. Но даже в столице признание коронавируса обстоятельством непреодолимой силы будет зависеть не от постановлений чиновников, а от решения суда в каждом отдельном случае, отмечает Булгаков.

Юристы отмечают, что в бизнесе партнёры в принципе редко приходят к соглашению, что считать «обстоятельством непреодолимой силы», а что — нет. Поэтому большинство таких разногласий решаются в суде.

Как использовать «непреодолимую силу»

По словам экспертов, уже возникают ситуации, когда предприниматели заявляют партнёрам: «Не сможем вам заплатить — форс-мажор!». Но нельзя просто сослаться на это обстоятельство и считать себя свободным от обязательств. Прежде предстоит доказать, что именно распространение коронавируса сорвало оплату или поставку.

Наступление форс-мажора иногда отдельно прописывают в договоре. Если соответствующего пункта нет, юристы подсказывают такой план действий:

  1. Как можно скорее направить уведомление контрагенту (контрагент — физ- или юрлицо, которое выступает одной из сторон сделки) о возникновении форс-мажорных обстоятельств.

  2. Собрать как можно больше доказательств как самого форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы), так и причинно-следственной связи между ним и нарушенными обязательствами.

Если предприниматель работает с заграничными поставками, он может получить сертификат о форс-мажоре в Торгово-промышленной палате РФ.

  1. Постараться уменьшить убытки контрагента.

Если контрагент нарушает условия и ссылается на форс-мажор:

  1. Направьте претензию с требованием выполнить все обязательства, возместить неустойку и прочие санкции, предусмотренные за нарушение договора.

  2. По истечении 30 дней или другого срока, установленного договором, на основании претензии вы можете обратиться в суд.

  3. Доказать форс-мажор предстоит тому, кто на него ссылается. Его сопернику в суде придётся оспаривать аргументы противника. Для этого нужны доказательства того, что между нарушениями договора и обстоятельствами непреодолимой силы нет причинно-следственной связи.

Фото: depositphotos.com