Концертный промоутер Live Nation помогал группе Metallica и другим коллективам отдавать билеты напрямую сайтам-реселлерам со вторичного рынка, минуя первичный — официальные билетные агентства с ценами, установленными менеджментом коллектива. Об этом сообщил журнал Billboard, в распоряжении которого оказалась запись разговора о передаче десятков тысяч билетов посредникам, которые могли перепродать их по более высоким ценам.
Речь идёт о беседе представителя Live Nation Боба Ру, партнёра Metallica Тони Дичоччо и гендиректора компании Outback Presents Вона Миллетта. В феврале 2017 года они обсуждали детали американского тура в поддержку последнего альбома коллектива Hardwired... To Self-Destruct. Вторичный рынок продаж билетов оценивается в $10 млрд, что активно осуждается концертным промоутерам и музыкантами. Однако в Live Nation решили на этом подзаработать.
Участники разговора затронули тему передачи 88 000 билетов онлайн-ресурсам со вторичного рынка, которые продают их по ценам выше рыночных в два-три раза. Задумка строилась таким образом, что потенциальные посетители концертов группы лишались возможности приобрести билеты по номинальной цене через официальные ресурсы. В этом случае им не оставалось ничего другого, как обращаться к перекупщикам или спекулянтам, которые обычно выкупают билеты заранее, и платить им втридорога. Такие платформы очень популярны, когда на концерт проданы все билеты и счастливые владельцы выставляют их на продажу, чтобы подзаработать.
В записанном разговоре Ру сожалеет, что билетный сервис Ticketmaster (зарубежный аналог отечественных платформ Kassir или Ponominalu) не хочет скрывать информацию о транзакциях по внушительному объёму билетов, опасаясь возможных подозрений. В свою очередь, Дичоччо предложил создать адрес электронной почты для отправки билетов в виде PDF-файлов.
Представитель Live Nation подтвердил изданию, что компания уже много лет тайно передаёт билеты на концерты реселлерам. Однако он отметил, что подобные махинации происходят исключительно по настоятельному желанию музыкантов. Таких артистов, по словам собеседника, в 2016–2017 годах было всего с десяток. Как правило, они делят прибыль от продаж на вторичном рынке с промоутером и реселлером.
«Сегодня такие просьбы почти прекратились из-за динамических цен на билеты, а также распространения модели реализации VIP-мест и дорогих абонементов. Такая схема оказалась гораздо прибыльнее, чем продажа билетов посредникам. Сегодня привычной моделью реализации является использование в Ticketmaster билетов категорий Platinum и VIP, а также других инструментов».
В результате, по информации Billboard, 4400 билетов с каждого концерта попадали на вторичный рынок, то есть на платформы вроде StubHub, Viagogo и DTI (российским аналогом таких сервисов является в том числе портал объявлений Avito). Среди них были как билеты категории премиум, так и «проблемные» — те, которые продавались на места, расположенные далеко от сцены, в том числе на верхних этажах стадионов. Как правило, их продать труднее всего.
По словам источников издания, 40% от стоимости каждой сделки передавались группе Metallica, ещё 40% — Live Nation, 12% доставались Дичоччо, а оставшиеся 8% — Вону Миллетту. При этом представители музыкального коллектива сообщили, что участники группы не знали, как Дичоччо работал с концертным промоутером.
В Live Nation отметили, что «не распространяют билеты ни на одной платформе без явного одобрения артиста», хотя некоторые артисты доверяют такие решения своим менеджерам или агентам. Также в компании заявили, что Дичоччо мог заинтересоваться махинациями после концерта Metallica на открытии US Bank в Миннеаполисе в 2016 году. Тогда удалось продать 10 000 билетов «на вторичном рынке без участия группы». Это произошло отчасти потому, что изначально менеджмент группы оценил билеты по слишком низкой цене, отметил один из промоутеров мероприятия. По его словам, руководство организации переживало, что дорогие билеты могут отпугнуть поклонников.
Солидная прибыль, полученная от реализации билетов перекупщиками, и заставила Дичоччо задуматься над разработкой уникальной стратегии распространения, в рамках которой вторичный рынок воспринимался как основной канал сбыта дорогих билетов, подчеркнули в Live Nation. Близкий к Metallica источник заявил, что участники коллектива не причастны к подобным схемам. Однако другой собеседник сказал, что Дичоччо по-прежнему является членом «семьи».
В результате сделка между Ру, Дичоччо и Миллеттом оказалась не слишком выгодной. Миллетт полгода пытался продать билеты, но в конечном счёте потерял деньги. Часть билетов пришлось продать по цене ниже рыночной, то есть со скидкой, пояснил собеседник Billboard. При этом сам тур заработал в 2017 году $111 млн. В итоге Миллетт не вернул Дичоччо и Metallica часть полученного дохода от продаж, заявив, что это комиссия за билеты по заниженной стоимости и за трудности при их продаже в течение нескольких месяцев.
У «Секрета фирмы» есть канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!