Рынок ожил. Россиянам рассказали, можно ли сэкономить на покупке машины
С конца февраля 2022 года автомобили в России начали стремительно дорожать. По данным аналитиков Autonews.ru, цены на машины в РФ стали почти самыми высокими в мире. Некоторые модели могут обойтись россиянину в два раза дороже, чем те же самые авто, купленные в сопредельных странах. «Секрет фирмы» обратился к специалистам авторынка и узнал, можно ли сейчас сэкономить на покупке машины.
Как отметили аналитики Autonews.ru, автомобиль Hyundai Solaris в Китае можно купить минимум за €10 500. В России та же самая машина по текущему курсу рубля стоит более чем вдвое дороже. Легковушка попроще — Hyundai Accent — в США продаётся за €15 500.
Рост цен эксперты объясняют дефицитом: в апреле и мае новые автомобили в России практически не производились, а из-за санкций в страну не поступают машины из-за рубежа. На это накладывается нестабильность экономики и курса национальной валюты. Скорее всего, в обозримом будущем цены снижаться не будут, предположил глава Российской ассоциации автомобильных дилеров Денис Мигаль. По его словам, производители чётко дали понять: стоимость в рублях они менять не собираются.
«Хорошая новость в том, что в Россию вернулись различные программы, облегчающие покупку автомобиля, в том числе и . Сейчас купить машину у дилера с какими-то скидками можно. Это говорит о том, что рынок ожил и вернулся в доковидный период», — сказал Мигаль «Секрету».
Он также отметил, что после кредитные условия для покупки авто должны стать ещё комфортнее. Наконец, у ушедших из России компаний ещё остались машины в автосалонах, которые можно купить по приемлемым ценам. «Конкретно сегодня, в отличие от ситуации месячной давности, условия для покупки авто благоприятные», — добавил эксперт.
В Национальном автомобильном союзе (НАС) настроены не столь оптимистично. Вице-президент организации Антон Шапарин считает, что сэкономить в нынешних условиях у россиян не выйдет, так как дефицит на рынке слишком сильный: к концу года нехватка может составить не менее 800 000 автомобилей. Выходом мог бы стать , указал эксперт, однако пока в отношении автомобилей он не может действовать.
«Проблема в том, что технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств — это документ ЕАЭС — запрещает ввоз машин в РФ без специального разрешения компании-производителя. С запчастями — то же самое. Просто поправить техрегламент не выйдет, так как Белоруссия, Казахстан и другие члены ЕАЭС выступают против изменений. Но пока подобные ограничения не снимут, параллельный импорт не заработает, и сэкономить у граждан не получится», — пояснил Шапарин в беседе с «Секретом».
Также вице-президент НАС оценил недавнее предложение депутата Госдумы Яны Лантратовой разрешить тратить маткапитал на покупку автомобиля. По словам Шапарина, он выступал с такой же инициативой ещё в 2018 году, но тогда тогда Минфин и правительство её не поддержали.
«В целом мы идею одобряем, но сейчас эта мера уже не будет так эффективна. Если раньше 400 000 рублей маткапитала позволяли покрыть значительную часть стоимости автомобиля, то сейчас они такой критической роли в покупке машины играть не будут», — сказал он.
Ехать ли за машиной в Казахстан?
До начала кризиса примерно 10% казахстанцев-автолюбителей покупали машины в зарубежных автосалонах, в основном в России, сказал «Секрету» директор Центра анализа и мониторинга авторынка Казахстана (ЦАМА) Артур Мискарян. По его словам, в РФ покупатель мог найти определённую комплектацию автомобиля, которой по тем или иным причинам не было в автосалонах на родине. В редких случаях казахстанцы обращались к дилерам соседней страны ради экономии — обычно так поступали, когда речь шла о покупке Toyota и Lexus.
«В штатных условиях цены на обоих рынках держатся на одинаковом уровне. В то же время при покупке автомобиля в России или в Казахстане граждане обеих стран сталкиваются с необходимостью оплаты пошлин и сборов», — отметил Мискарян.
По словам эксперта, сейчас казахстанские автосалоны могут быть для россиян альтернативным местом покупки машин, особенно с учётом нынешнего курса рубля по отношению к тенге — 1 к 7. Однако директор ЦАМА призвал не забывать, что дефицит автомобилей сохраняется и на казахстанском рынке. Нехватка комплектующих пока что остаётся проблемой для мирового авторынка, как и трудности с логистикой. Кроме того, некоторые игроки на казахстанском рынке закупали машины Volkswagen, Nissan, Toyota и Renault с российских заводов.
«Покупка автомобиля в Казахстане может быть для российских потребителей одним из способов сэкономить. Однако целесообразность такого решения стоит оценивать в каждом отдельном случае», — резюмировал Мискарян.