Россияне замерли в ожидании роста расходов на ЖКХ, еду и интернет
Несмотря на постепенное восстановление экономики после весеннего коронавирусного кризиса, россияне не торопятся тратить свои деньги в былых масштабах. Проведённый опрос показал, что у 90% категорий товаров и услуг баланс спроса остаётся отрицательным. А треть опрошенных вообще не верит, что когда-нибудь сможет тратиться на рестораны и путешествия так, как раньше.
Социологическое исследование на тему изменившейся структуры потребления провели консалтинговая фирма BCG и исследовательский холдинг «Ромир». Выяснилось, что через полгода после начала пандемии большинство россиян морально готовы к дальнейшему росту расходов на услуги ЖКХ, мобильную связь, продукты питания и товары для детей, а также на домашний интернет и безрецептурные препараты. При этом на 90% товаров и услуг сохраняется отрицательный баланс спроса: тратить на них либо нечего, либо это сейчас несвоевременно, считают россияне.
Около трети респондентов указали, что уже никогда не будут тратить на рестораны (36%) и путешествия (34%) столько же, сколько и до кризиса. В целом социологи сделали вывод, что в ожидании второй волны пандемии (которую многие эпидемиологи называют продолжением первой) россияне стали более внимательны к собственному здоровью, чаще избегают поездок и посещений общественных мест, а также сократили свои социальные контакты.
Это уже третье исследование потребительских настроений за время пандемии. Первые два прошли в апреле и мае. Тогда россияне больше опасались роста расходов на свежие продукты и запасались консервами, а вместо детской еды их больше волновали расходы на мобильную связь.
Аналитики отметили, что кризис усилил тенденции, существовавшие и до пандемии. В частности, речь идёт о росте спроса на цифровые услуги, электронную коммерцию и товары для здоровья и ухода за собой на дому. Кроме того, больше россиян стали задумываться об экономии и искать наиболее выгодные предложения.
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!