Россияне рассказали, мешает ли материнство бизнесу
Исследование: большинство россиян не считают материнство помехой для бизнеса. К такому выводу пришли медиахолдинг Rambler&Co и компания «Деловая среда». В их опросе участвовали люди, совмещающие воспитание детей и ведение бизнеса. Согласно полученным данным, 59% считают, что успех зависит от самой женщины и ребёнок не мешает этому. А 12% респондентов уверены: вести бизнес с детьми даже лучше.
Исследование провели по случаю Дня матери, который отмечали 26 ноября. Как показали результаты опроса, большинство считает, что материнство и бизнес можно успешно совмещать (58% мужчин и 63% женщин).
Среди мужчин больше четверти опрошенных (27%) заявили, что предпринимательница должна пожертвовать своим бизнесом, чтобы проводить больше времени с детьми. Среди женщин такой ответ дали 23%. А 15% мужчин и 14% женщин однозначно ответили, что жертвовать своим делом ради времени с детьми не нужно в любом случае.
Респондентов также спрашивали, что нужно женщине с детьми для ведения успешного бизнеса. Почти треть мужчин и женщин уверены, что нужна поддержка семьи, также пригодятся знания по ведению своего дела (17% и 20% соответственно). Кроме того, мужчины добавили в тройку главных «помогающих» факторов наличие мужа или родителей с высокими доходами, а женщины — стартовый капитал и наличие помощников: домработницы, няни и так далее.
Респонденты-мужчины уверены, что начинать бизнес женщине лучше, когда ребёнок уже пошёл в школу (35%). По 22% ответов пришлось на декретный отпуск и период после декрета и до школы. На последнем месте оказался вариант «после совершеннолетия детей» — так ответили 21% опрошенных мужчин. Сами женщины считают иначе: вариант «когда ребёнок пошёл в школу» получил только 27% голосов, декрет и период после декрета по 26%. Вариант «после совершеннолетия детей» выбрали 21% женщин.
Участники исследования, выбравшие декретный отпуск как лучшее время для старта бизнеса, объяснили это тем, что перерыв от работы в найме даёт шанс сразу попытаться развить своё дело (47%), увеличивается свободное время (23%), после рождения ребёнка становится больше вдохновения (18%), в декрете у женщины появляется новый круг общения и интересы (12%).
Среди сфер, наиболее подходящих для женщин с детьми, на первое место и мужчины, и женщины поставили услуги, на второе место образование и на третье — IT.
По мнению опрошенных, главное качество для развития успешного бизнеса, которое женщина приобретает благодаря материнству, — это многозадачность (33%), далее идут ответственность (27%), решительность (13%), коммуникабельность (9%), находчивость (7%), креативность (5%), лидерство и оперативность (по 3%).
Бизнесвумен становится больше
По данным сервиса регистрации бизнеса и дистанционного открытия счёта «Деловой среды», за 10 месяцев 2023 года количество женщин, оформивших своё дело, увеличилось на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Соотношение мужчин и женщин с 1 января по 30 октября 2023 года составило 57% и 43% соответственно. При этом в абсолютных величинах женщины зарегистрировали больше всего видов бизнеса в Москве, Московской области, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Ростовской области, рассказал руководитель компании «Деловая среда» Алексей Грищенко.
Самыми «женскими» регионами, в которых доля предпринимательниц оказалась выше всего, стали Калининградская область — 49%, Краснодарский край — 48% и Алтайский край — 46%.
Доля бизнесменов-мужчин выше всего в Дагестане — 65%, Архангельской области — 64%, Ярославской области — 62% и Удмуртской Республике — 62%.
Интересно отметить, что 13,5% всех открытых женщинами бизнесов в 2023 году приходится на категорию молодых предпринимательниц до 25 лет, ещё 29,5% — на 26–35-летних, 31% — на тех, кому от 36 до 45 лет, и 26% бизнесвумен оказались старше 46 лет.
Наиболее популярной сферой женского бизнеса в первом полугодии стала розничная торговля, на втором месте оказалась оптовая, на третьем — операции с недвижимым имуществом. Далее идут пассажирские и грузоперевозки, а также персональные услуги.
В топ типов бизнеса, которые показали наибольший прирост относительно аналогичного периода 2022 года, вошли розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, образование, рекламная деятельность и исследование конъюнктуры рынка, а также деятельность в области права и бухгалтерского учёта.