Россияне начали массово заказывать товары домой. Курьеры уже не справляются
В течение марта в российских мегаполисах значительно вырос спрос на доставку еды и товаров из магазинов. После введения поголовной самоизоляции жителей Москвы и Петербурга (а теперь и во многих регионах России) многие сервисы не справились с наплывом заказов и усиливают штат. «Секрет фирмы» выяснил, как изменилась работа курьерских служб в новых условиях.
Как вырос спрос на доставку
Число заказов на доставку выросло лавинообразно, у некоторых игроков рынка — в разы. Например, у сервиса доставки продуктов iGooods в Москве этот показатель в марте по сравнению с февралём увеличился в 20 раз, в регионах — в 10 раз, сообщил «Секрету» управляющий и сооснователь проекта Григорий Кунис. Из-за такого наплыва клиентов сроки ожидания из некоторых торговых сетей достигают от нескольких дней до недели.
Похожие проблемы испытали и в онлайн-супермаркете Perekrestok.ru. За последние две недели число заказов здесь удвоилось. Чтобы удовлетворить спрос, сервис работал «на максимальной мощности», сказал управляющий директор онлайн-супермаркета Perekrestok.ru Леонид Довладбегян.
Однако, несмотря на приложенные усилия, людей не хватало, а сайт и приложение не справлялись с увеличением нагрузки. Не все заказы получилось обработать: сотням клиентов не довезли или отменили их заказы. За это команда Perekrestok.ru принесла покупателям извинения (то же сделали в iGooods).
Растёт и спрос на доставку из ресторанов и кафе. Например, в DeliveryClub сообщили, что впервые зафиксировали «нетипичный» всплеск заказов в выходные 14–15 марта (+20% к предыдущим выходным). По итогам недели 16–22 марта рост ускорился (+32% к неделе 9–15 марта). Также в компании отметили, что в Москве, Санкт-Петербурге и других миллионниках спрос перераспределился от офисов к спальным районам.
«С точки зрения объёмов для рынка доставки готовой еды показательна будет текущая неделя», — отметили в Delivery Club.
Как сервисы расширяют штат курьеров
Пока никаких ограничений на работу курьеров нет, отметили игроки рынка. «Мы ориентируемся на пункт 9.3 указа (мэра Москвы о всеобщей самоизоляции. — Прим. «Секрета»), в котором сказано, что место проживания можно покидать для осуществления деятельности, которая не приостановлена. А доставка из заведений общественного питания данным указом разрешена, — сообщил представитель DeliveryClub. — Мы также готовы предоставить информацию для выдачи пропусков курьерам, если они попадут в число тех граждан, кому они будут необходимы для передвижения».
В компании не раскрыли, сколько курьеров сейчас сотрудничают с сервисом и планируют ли привлекать новых.
В Perekrestok.ru рассказали, что на 20% расширили штат курьеров и сборщиков. Для всех новых сотрудников запустили ускоренное обучение. Помимо того, сервис на на 20% увеличил собственный автопарк и привлёк пять компаний-партнёров по доставке.
В iGooods до пандемии в сервисе работало 600 курьеров и закупщиков. Сейчас сервис набирает 800 курьеров и 1200 персональных закупщиков. Часть из них уже начали работу. «Некоторые люди переходят из других сфер. Например, в общепите и туризме сейчас кризисная ситуация из-за коронавируса. Мы предлагаем работодателям временно подхватить их сотрудников», — говорит Григорий Кунис.
Об увеличении штата курьеров «Секрету» рассказала и директор по персоналу Domino’s Pizza Russia Мария Утвенко.
Как изменились условия труда курьеров
Почти все службы внедрили бесконтактную доставку: курьер оставляет заказ у двери клиента.
Что ещё сделали:
- в DeliveryClub отменили расчёты наличными, в Москве и Санкт-Петербурге организовали пункт выдачи курьерам медицинских масок и антисептиков;
- в Perekrestok.ru меряют температуру всем сотрудникам и ежедневно проводят генеральную уборку всех пространств в дарксторах;
- в iGoods перед каждой сменой курьеры и закупщики проходят медобследование и получают медицинские маски;
- в «Кухне на районе» со 2 апреля всем доставщикам раздадут нагрудные сумки, в которых будут санитайзеры и несколько наборов перчаток.
Большинство опрошенных «Секретом» игроков рынка не стали комментировать, изменилась ли оплата труда курьеров (например, так поступили в DeliveryCub и «Достаевский»). «Наши торговые представители не сталкиваются с переработками (график и режим их работы не изменился)», — ответил на этот вопрос директор по доставке Lamoda Илья Стародубцев.
«Мы, конечно, думаем, как поддержать ребят, и не только материально. Идей много», — сказала Мария Утвенко из Domino’s Pizza Russia. В некоторых случаях заработок курьеров вырастет «естественным» путём. «Вознаграждение зависит от количества собранных заказов. Сейчас спрос вырос в несколько раз, и доходы сотрудников также растут», — сказал Григорий Кунис из iGooods.
Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»