Россиянам рассказали, вправе ли Илон Маск ввести платный доступ к Twitter
Основатель Tesla и SpaceX Илон Маск, который скоро завершит сделку по приобретению Twitter, анонсировал введение платных аккаунтов в соцсети. Это коснётся коммерческих и государственных пользователей. Для рядовых пользователей соцсеть останется бесплатной. «Секрет фирмы» обратился к экспертам в сфере интернета и права с вопросом, вправе ли богатейший человек мира ограничивать доступ пользователей к платформе.
«Twitter всегда будет бесплатным для обычных пользователей, но возможна небольшая плата для коммерческих/правительственных пользователей», — написал бизнесмен в Twitter.
Предприниматель стремится убедить потенциальных инвесторов, что будет быстро работать над улучшением бизнес-операций и прибыльности Twitter. Уже через 3 года после сделки Маск собирается вернуть соцсеть на биржу.
В апреле миллиардер договорился с руководством Twitter о выкупе 100% акций компании за $44 млрд. Ожидается, что сделку закроют в 2022 году после одобрения акционерами и получения разрешений от регулирующих органов.
Гендиректор АНО «Цифровые платформы», эксперт интернет-отрасли Арсений Щельцин считает, что предложение Маска поможет Twitter улучшить доходность.
«По правилам любой социальной сети, весь контент принадлежит только ей и пользователь отторгает его в момент публикации. Любая соцсеть может без обоснования причин заблокировать или удалить любого пользователя, потому что это её собственность. Это старая практика, которая распространяется на все крупнейшие соцсети мира», — заявил он.
Что же касается экономической модели, то введение платных аккаунтов — вполне логичный путь развития для Twitter. Много лет он переживал стагнацию из-за недееспособности существующей бизнес-модели.
Например, в четвёртом квартале 2021 года Twitter набрал только 6 млн новых пользователей. Заработок от рекламы за этот период составил $1,41 млрд, хотя планировалось получить $1,43 млрд. В течение следующих 2 лет соцсети надо прибавлять по 12 млн новых пользователей каждый квартал, чтобы добиться 315 млн пользователей и $7,5 млрд годовой выручки к 2023 году. Главный аналитик Insider Intelligence Жасмин Энберг назвала такой рост «невероятно высокой планкой».
«Бизнес всегда готов платить за дополнительные опции для коммуникации с клиентами. Я думаю, что затраты на ведение оплаченных страниц будут окупаться большим охватом публикаций и более эффективным экономическим результатом», — резюмировал Щельцин.
Адвокат, юрист Матвей Цзен отметил, что у Маска есть все права на введение платы за доступ к Twitter.
«С юридической точки зрения соцсети — это просто частные предприятия, такие же как гостиницы, рестораны или турфирма. И они вправе взимать или не взимать плату за свои услуги. Наше законодательство расценивает их как СМИ, а в действительности они являются аналогом инфраструктуры, сродни радио или железной дороге», — указал юрист.
По его мнению, отсутствие доступа к соцсети — это не ущемление права, а вот отсутствие доступа к интернету — уже ущемление. Поэтому Маск будет вправе требовать плату за доступ к Twitter.
«Илон Маск прежде всего бизнесмен, который играет в некую направленность своих действий. При этом для обычных пользователей (введение платы. — Прим. "Секрета") это хороший вариант, потому что сейчас соцсети зарабатывают на продаже рекламы, которая часто бывает слишком назойливой. А чтобы таргетировать рекламу, надо собрать очень много информации о пользователе», — отметил эксперт.
Введение же понятной и прозрачной системы получения доходов соцсетью избавит пользователей от рекламы и подозрений в получении личной информации. Если бы соцсети ввели подписку, то они бы меньше «впаривали» пользователям рекламу, уверен Цзен.
«Их бы заботил только комфорт пользователей», — добавил он.
Юрист признался, что был бы готов оплачивать подписку, лишь бы избавиться от рекламы.
Фото: Steve Jurvetson, CC BY 2.0