Россиянам рассказали, чем обернётся блокада Калининграда со стороны Прибалтики и Польши
Литовские власти задумались над тем, чтобы закрыть границы с Россией и Белоруссией. В Латвии добавили, что для эффективности такой меры нужно соответствующее решение всех прибалтийских стран. Если это всё же произойдёт, то над Калининградской областью, которая окружена недружественными Литвой и Польшей, нависнет угроза блокады. «Секрет фирмы» обратился к экспертам, чтобы узнать, готова ли Россия к такой угрозе.
4 апреля министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что власти страны обсуждают вопрос закрытия границ с Россией и Белоруссией. По этому вопросу «идут дискуссии», точной даты решения ещё нет, добавил чиновник. Причиной обсуждения стала российская военная операция на Украине.
5 апреля министр обороны Латвии Артис Пабрикс допустил полную изоляцию от России и Белоруссии, но указал, что для этого нужно решение всех прибалтийских стран, поскольку в одиночку это делать смысла нет.
С другим государством, которое граничит с Калининградской областью, — Польшей — и у России, и у Белоруссии тоже напряжённые отношения. Есть риск, что и она присоединится к инициативе Прибалтики.
Депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия — За правду» Михаил Делягин считает, что угроза для Калининградской области есть и она серьёзная. России в таких условиях надо готовиться к транспортной блокаде и предупредить Прибалтику о возможных энергетических санкциях.
«Угроза (торговой блокады. — Прим. "Секрета") существует с 2004 года, к ней, как я понимаю, толком не подготовились. А угроза есть. Прибалтике, на мой взгляд, надо чётко сказать, что будут санкции с нашей стороны, прежде всего — лишение топлива. После долгих визгов латвийская компания всё-таки подписала с нами контракт о покупке газа за рубли. И если будут проблемы с железнодорожным сообщением с Калининградом, то у (Прибалтики. — Прим. "Секрета") будут проблемы с энергетикой, надо это чётко зафиксировать, чтоб было понятно самым тупым», — заявил он.
По мнению парламентария, с нулевых годов есть паромное сообщение с Калининградской областью, но его может быть недостаточно.
«Угроза есть, но если с ней работать на опережение, то её можно снять. А если, как обычно, кричать "не разжигайте, обтекайте и сидите тихо", то она может реализоваться в самый неподходящий момент, как мы видели в отношении других угроз, о которых говорили, но к ним не готовились», — добавил Делягин.
Политолог Илья Гращенков признал, что ситуация в Калининградской области весьма сложная.
«Тяжело сказать, мы впервые сталкиваемся с подобной ситуацией, вся суть этой блокады в том, чтобы разрушить все эти транспортные связи. И Калининград — это наиболее подверженная удару территория. Поэтому если теоретически встанет вопрос выживания, то это вопрос мирных переговоров», — считает политолог.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин рассказал, что действует устойчивый паромный трафик между Санкт-Петербургом и Калининградом.
«Флот этих паромов достаточен и регулярно обновляется. Если говорить о вопросах жизнеобеспечения, то с паромной переправой всё можно сделать. Во всём остальном это крайне малоприятная ситуация. Но она относится не к области транспорта, а к области политики», — заверил он.
Эксперт добавил, что паромная переправа позволяет переправлять любые грузы для жизнеобеспечения, в том числе и горюче-смазочные материалы. И обеспечение там будет такое же, как и в любой другой точке России.
«Неприятно то, что Калининград больше, чем любой другой регион, вовлечён в товарооборот, в туристические и торговые связи с Европой. Но катастрофических последствий не будет. Но паромные переправы в рамках международного морского судоходства работают», — добавил Блинкин.
Экономист, независимый эксперт Александр Рогожин считает, что Россия сможет снабжать Калининградскую область по воздуху и по морю. Но при этом стоимость транспортного сообщения увеличится.
«Калининградская область не такой крупный регион, туда не надо завозить тяжёлое сырьё для промышленности. Нужно обеспечить продовольственными товарами не самого широкого ассортимента. Беспокоиться жителям Калининградской области по поводу снабжения не стоит. А кое-какие производства, которые там есть, можно временно приостановить», — отметил эксперт.
Рогожин отметил, что Калининградская область — это не промышленный регион и снабжать его можно. Другой вопрос — невозможность использования морских портов Прибалтики, через которые идёт не слишком большой товарооборот.
«Здесь есть один момент, о котором этим странам придётся задуматься, — через них идёт часть товарного потока из Китая. Эти товары идут в Прибалтику и дальше по всей Европе. Ссориться с Китаем не в интересах этих стран, ведь любой транзит несёт прибыль. Они неплохо живут за счёт денег, которые получают за транзит товаров», — считает он.
Политолог Владимир Брутер указал, что экономическая война идёт уже не первый год и санкции введены уже давно. В этих условиях Россия рассчитывала, что удастся договориться и избежать масштабного экономического конфликта. Но эксперт отметил, что это невозможно.
По поводу решения проблемы снабжения российского полуэксклава Брутер заявил, что его можно обеспечить морским путём.
«Я думаю, что увеличится количество паромов и не будет никакой проблемы. Есть запасные (паромы. — Прим. "Секрета"), которые сейчас не эксплуатируются на линиях. Я думаю, пять-шесть можно запустить».
Фото: pixabay.com