secretmag.ru
Опубликовано 19 июня 2021, 16:22
3 мин.

Россиянам раскрыли «честные способы отъёма денег у населения»

ЦБ выявил агентов страховщиков, которые под видом страхования продавали заёмщикам бесполезные или малоценные продукты — флешки с информационной продукцией, юридические услуги или страховые полисы, не связанные с кредитом. Их стоимость нередко в разы превышала цену необходимого страхования. Регулятор рассказал о сравнительно «честных способах отъёма денег у населения», с помощью которых посредники банков, автосалонов и других организаций могут законно привлекать деньги у населения.

Россиянам раскрыли «честные способы отъёма денег у населения»

Некорректную работу агентов страховщиков ЦБ описал в «Обзоре практик реализации страховых услуг при заключении кредитного договора».

Флешка с альманахом

Как сообщил регулятор, популярный среди страховщиков способ нажиться на клиенте — продать ему втридорога флешку с якобы важной информацией. В описанном ЦБ случае потребителю предложили пакетом застраховать жизнь и приобрести флеш-карту с «Альманахом потребителя». И то и другое предлагалось купить одним платежом. Но страховой взнос в итоге составил 3000 рублей, а флешка с альманахом обошлась клиенту в 137 000 рублей.

В кредитном договоре при этом говорилось, что заёмщик согласен приобрести страховку за 140 000 рублей. Если же человек хотел отказаться от страхования или досрочно погасить кредит, вернуть ему могли только премию в 3000 рублей.

По словам собеседника «Коммерсанта» на страховом рынке, эту схему в основном используют в региональных автосалонах. Основными же посредниками компаний при продаже полисов выступают банки — они диктуют условия страховщикам.

Дополнительные услуги

Также ЦБ описал случаи, когда агент страховщика вместе с договором о страховании жизни при оформлении кредита пытался «впарить» сертификат на дополнительные услуги. Речь шла о юридическом анализе документов на автомобиль и проверке обременений. Стоимость таких услуг в несколько раз превышала размер страховой премии по договору.

При этом текст в сертификате был составлен так, что заёмщику казалось, будто дополнительные услуги имеют какое-то отношение к страхованию. То есть там использовались такие термины как «срок страхования», «страховой сертификат» и т. д.

Страховка без выплат

Как выяснил ЦБ, некоторые страховщики продают страховые полисы, выплат по которым не предполагается. При этом продавец обставляет всё так, будто клиент невнимательно ознакомился с условиями договора. Регулятор рассказал, как семье погибшего в ДТП отказали в выплате из-за инвалидности покупателя страховки. При покупке автомобиля в кредит мужчина заключил договор страхования жизни за 58 000 рублей.

Когда он скончался, страховщики должны были погасить кредит за машину. Но они отказались, так как у заёмщика было заболевание из списка исключений из страхового покрытия (оно было также причиной установления инвалидности). Супруга умершего платить по кредиту не могла, поэтому на приобретённый автомобиль наложили арест.

Также регулятор привёл случаи навязанной покупки полисов, по которым невозможно вернуть уплаченную премию при досрочном погашении кредита или при отказе от страховки.

В итоге ЦБ порекомендовал страховщикам исправить бизнес-модели, перестать обманывать потребителей и навязывать им допуслуги. Кроме того, регулятор призвал их усилить контроль за агентами, например, в рамках контрольных закупок («тайный покупатель»).

В середине июня россияне получили право отказываться от дополнительных банковских услуг. Так называемый период охлаждения уже действует в отношении добровольных страховок, однако банки не спешат информировать об этом клиентов и продолжают предлагать различные опции. С подачи главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной этот режим распространили на все сопутствующие банковские услуги. В этом материале «Секрет» пытался разобраться, изменится ли хоть как-то ситуация со вступлением в силу нововведений.

Фото: Flickr, CC BY-SA 2.0

Главные новости бизнеса, экономики и финансов — на нашей страничке во «ВКонтакте».