Россиян оставили без ряда дорогих препаратов для химиотерапии
В российских регионах сократились закупки дорогих препаратов для лечения рака, которые не вошли в перечень жизненно важных. Причиной стало решение властей оплачивать химиотерапию из средств ОМС по остаточному принципу. В итоге пациентам с агрессивными формами рака приходится приобретать медикаменты за свой счёт, а стоимость лечения может превышать 200 000 рублей.
Об этом говорится в исследовании Headway Company, с которым ознакомился «Коммерсант». По подсчётам компании, в январе — июне 2021 года объём закупок противораковых лекарств на гостендерах снизился на 67%, до 647,4 млн рублей. Сильнее всего — на 75% — упали закупки торизела и жавлора (винфлунин), которыми лечат рак почек и мочевого пузыря. На 70% меньше купили абраксана, применяемого при раке поджелудочной железы. В некоторых регионах, включая Мурманскую, Ивановскую области и Чечню, больницы полностью перестали приобретать эти препараты.
В первом полугодии 2020 года эти препараты закупали по системе обязательного медицинского страхования (ОМС), потратив на них почти 2 млрд рублей. Однако теперь для лечения требуют использовать только лекарства из перечня жизненно необходимых. Из-за этого из ОМС уже исключили около 60 схем лечения онкозаболеваний.
В Минздраве и Федеральном фонде ОМС заявили, что вопрос оплаты онкопрепаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых, «полностью урегулирован» и что оплата лечения такими лекарствами должна проводиться по тарифам «для прочих схем терапии».
Сейчас эти схемы тарифицируются по 14 000 рублей за законченный случай лечения. Однако, по данным аналитиков, средняя стоимость терапии абраксаном в 2020 году составляла 200 000 — 250 000 рублей, а винфлунином — от 130 000 рублей, что на порядок выше, чем возмещает ОМС.
В Минздраве настаивают, что исключение этих лекарств из тарифов ОМС «справедливо, так как они не доказали свою клиническую эффективность и экономическую целесообразность». Производители также не торопятся регистрировать свои лекарства в перечне жизненно важных: в этом случае им придётся зафиксировать цены на длительный период, а значит, они не получат часть прибыли. Из-за того, что пациенты вынуждены сами покупать дорогостоящие препараты от рака, их продажи в рознице выросли в среднем на 75%.
Новости без купюр и масок в инстаграме «Секрета фирмы».