secretmag.ru
Опубликовано 15 сентября 2022, 15:18
2 мин.

Российскому автопрому собрались урезать субсидии на поддержание спроса

Российский автопром не собрал себе денег на господдержку в 2023 году в привычном для себя объёме. Об этом сообщил «Коммерсант». По его данным, традиционная схема субсидирования спроса на автомобили за счёт утилизационного сбора больше не актуальна из-за приостановки работы в стране иностранных автопроизводителей и, соответственно, утраты поступлений утильсбора от них. В итоге на льготные автокредитование и лизинг сейчас заложено менее 10 млрд рублей против традиционных в последние годы 15 млрд рублей.

Российскому автопрому собрались урезать субсидии на поддержание спроса

По словам источников газеты, знакомых с ходом подготовки бюджета на 2023 год, господдержка спроса на отечественные машины сильно сократится из-за недостатка платежей со стороны самой индустрии.

«Сейчас нет подтверждения ранее заложенных на 2023 год средств даже на основную программу льготного лизинга и кредитования. Не говоря уже о средствах на импортозамещение компонентов, о котором говорится в проекте новой стратегии автопрома», — рассказал собеседник издания.

Ранее предполагалось, что в 2023 году на льготное автокредитование потратят 13,3 млрд рублей, на лизинг — 5,1 млрд. При этом в 2022 году господдержка спроса началась только с середины лета, а объёмы финансирования не пересматривались из-за кризиса, полностью совпадая с 15,1 млрд, заложенными в бюджете: 10,2 млрд рублей на льготное автокредитование и 4,9 млрд рублей на льготный лизинг. Теперь же обсуждаемая сумма гораздо ниже — менее 10 млрд.

Как отметили журналисты, сложности возникли на фоне приостановки выпуска иностранных автозаводов в России после начала специальной военной операции на Украине. Традиционно источником финансирования программ господдержки были средства утильсбора, который выполняет роль барьера от импорта. Учитывая, что сбор платится за все импортированные и произведенные в России автомобили, автоконцерны, заключившие специнвестконтракты могли претендовать на компенсацию.

По состоянию на 13 сентября бюджет собрал от утилизационного сбора порядка 152,6 млрд рублей, то есть около 28,7% от запланированных на 2022 год доходов по статье. Основную часть суммы, как правило, составляют платежи автопрома — в 2021 году с автомобилей собрали 513,8 млрд рублей, из которых от импорта — 130,4 млрд рублей (всего в страну ввезено 372 700 машин).

Сергей Удалов из «Автостата» отметил, что при нынешнем уровне платежеспособного спроса господдержка необходима.

«Автопроизводитель всё-таки работает на масштаб, у заводов высокие постоянные расходы, и чтобы были объёмы — нужно, чтобы народ покупал. Сейчас 60% машин Lada реализуются через льготное кредитование. По словам аналитика, гарантия неких объёмов продаж важна и для локализации выпуска компонентов или их закупок», — рассказал эксперт.

При этом автомобильный эксперт Владимир Беспалов заявил, что средства в первую очередь актуально направлять на создание критических технологий внутри страны.

«В условиях, когда объём предложения ограничен возможностью выпуска, странно размазывать средства на поддержку спроса. Она должна быть ограничена замещением выбывающих автомобилей для бизнеса», — рассказал Беспалов.

Ранее «Секрет» писал, что объём реализации национального проекта развития электронной промышленности России до 2030 года снизится с 3,2 трлн до 2,74 трлн рублей. Чтобы обеспечить финансирование проекта, власти могут ввести утилизационный сбор на электронику.

Фото: Unsplash, Unsplash License