26 мая 2020, 16:53

Российских заёмщиков начнут оценивать по эмоциям и психологическим тестам

Российские банки будут внедрять такие экзотические способы оценки клиентов в дистанционном режиме, как психологическое тестирование. Новые методы проверки потенциальных заёмщиков могут повысить точность оценки рисков, считают эксперты, но их эффективность пока не доказана. Тем не менее о готовности оценивать психологическое состояние своих клиентов уже заявили несколько российских банков.

Российских заёмщиков начнут оценивать по эмоциям и психологическим тестам

Абсолют-банк проводит тестирование этого инструмента в тестовом режиме. Скоринг с учётом психологических показателей задействовали в сфере автокредитования. Тесты похожи на поведенческий опросник, где нет «правильных» и «неправильных» ответов. Цель проверки — оценить характер заёмщиков и отделить кредитоспособных от тех, кто сознательно пытается обмануть банк. На пилотном этапе затраты не превысят 70 рублей на один тест-кейс.

Управляющий директор Абсолют-банка Антон Павлов уточнил, что с помощью этого инструмента банк может дать доступ к финансовым продуктам на хороших условиях даже людям без кредитной истории, если они покажут свою психологическую готовность исправно платить за кредит. Однако «психоскоринг» — лишь дополнительный уровень аналитики, который следует рассматривать с другими «кредитными баллами» клиента.

Альфа-банк пошёл дальше и планирует «в перспективе» внедрить «скоринг по эмоциям». Впрочем, эксперты предположили, что на самом деле этот приём основан на методах скоринга с учётом психологических характеристик. Конкретный год, когда Альфа-банк начнёт применять такой инструмент для оценки заёмщиков, не называется.

Банки уже давно присматриваются к психометрическим моделям. Ещё в 2017 году внедрение такой системы оценки анонсировал Сбербанк.

«Если человек лайкает тюремные чётки и "Владимирский централ", то навряд ли ему стоит сразу одобрять кредит, скорее, ещё раз надо что-нибудь посмотреть», — объяснял тогда Александр Ведяхин, ныне первый зампред правления Сбербанка.

Пока банкиров смущает длительность такой процедуры оценки: только заполнение заёмщиком анкеты займёт 15–30 минут. Эффективность и точность психологического скоринга также до сих пор остаётся недоказанной, поэтому банки не торопятся усложнять жизнь клиентов дополнительным тестированием. Тем не менее новая коронавирусная реальность и перевод многих привычных банковских процедур в онлайн вызвали новую волну интереса к методикам, позволяющим дистанционно оценить уровень заёмщика.

Фото: Flickr, CC BY-ND 2.0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

Новости партнеров