Российских блогеров могут начать регистрировать как СМИ. В чём подвох?
«Ведомости: в России разработали законопроект о легализации работы блогеров. Документ разработали депутаты «Справедливой России» и сенатор Сергей Безденежных. Документ предполагает добровольную регистрацию блогеров в качестве СМИ, если их страницы посещают от 5000 пользователей каждый день. Если законопроект одобрят, то сообщения в таких блогах не будут считаться мнением. Таким образом, на блогеров будут распространяться все нормы противодействия «противоправной информации», как и на стандартные СМИ.
Депутаты-инициаторы предложили внести поправки в статью 8 закона «О СМИ». В ней сейчас отмечено, что в качестве сетевого издания может быть зарегистрирован только сайт. В новой редакции планируют добавить пункт про страницы с суточной аудиторией более 5000 человек.
«У блогеров появится возможность более очевидной защиты своего контента авторским правом наравне со СМИ», — пояснила «Ведомостям» основательница Совета блогеров Валерия Рытвина.
Несмотря на то что сейчас в законе есть возможности для борьбы с противоправной информацией, ответственность одинакова для всех граждан независимо от охватов их публикаций, в то время как последствия от публикации на аудиторию в 1 млн человек и на аудиторию в 10 человек существенно отличаются, уверены депутаты. Тем не менее ужесточение ответственности авторы законопроекта пока не разработали.
В «Справедливой России» пояснили, что блогеры размещают рекламу, но не платят с неё налогов. Поэтому законы нужно дополнить разъяснениями касательно этого вопроса. Рынок инфлюенс-маркетинга и нативной рекламы в 2022 году составил 12 млрд рублей, отметило издание.
Блогеры и законы
В 2014 году российский закон частично приравнял популярных блогеров к СМИ. В частности, блогер с общедоступным ресурсом и ежесуточной аудиторией более 3000 человек должен был регистрироваться в реестре популярных блогеров, проверять публикуемую им информацию на предмет возможных нарушений законов.
Также закон обязывал блогера публиковать свое имя и контактный е-mail адрес для отправки туда юридически значимых сообщений. Вести реестр популярных блогеров должен был Роскомнадзор.
Однако в 2017 году Роскомнадзор сообщил, что с 1 августа прекратил вести реестр блогеров. Вместе с тем ведомство обратило внимание, что пользователи сети, которые публикуют авторский контент, всё ещё обязаны соблюдать требования законодательных актов, касающихся сбора, обработки и распространения информации.