secretmag.ru
Опубликовано 21 февраля 2020, 12:58

Российский министр потратил за год 200 млн рублей на полёты в бизнес-джетах

Лидером по частоте пользования бизнес-джетами среди российских чиновников стал глава Минпромторга Денис Мантуров — только за 2019 год он потратил свыше 200 млн рублей на 57 перелётов. Но любителем комфортного полёта оказался далеко не только он один.

Российский министр потратил за год 200 млн рублей на полёты в бизнес-джетах

Организация по борьбе с коррупцией «Трансперенси Интернешнл Россия» подсчитала траты российских чиновников на авиаперелёты частными бортами и регулярными рейсами. Оказалось, что более 60% бюджетов на полёты чиновников было потрачено на рейсы в бизнес-классе.

Кто куда летает?

Расходы на авиаперелёты чиновников, по данным госзакупок, с 2018 года составили свыше 6 млрд рублей. При этом в 2018 году размер контрактов на перелёты был равен 2,3 млрд рублей, в 2019-м — 2,1 млрд рублей, а в 2020-м — 1,7 млрд рублей уже в первом квартале. Это неполные данные — в открытом доступе находятся только госзакупки девяти из 21 ведомств.

Сколько денег тратится на обслуживание «борта №1», неизвестно — президента и ещё девять высших должностных лиц обслуживает Специальный лётный отряд «Россия», который не участвует в госзакупках. В то же время большинство госслужащих летает регулярными рейсами. Первым классом могут путешествовать министры, бизнес-классом — их замы, помощники и главы департаментов, а остальным положен экономкласс. Однако по факту ограничения часто игнорируют.

Чаще всего в служебные командировки летают сотрудники МИД — 1,3 млрд рублей только в 2019 году. Намного скромнее расходы на полёты у служащих Минпромторга (101 млн), Совета Федерации (86 млн), Минэкономразвития (72 млн) и Минфина (64 млн).

Проанализировав открытые данные четырёх ведомств: Минпромторга, Минфина, Минкульта и Министерства по делам Северного Кавказа (упразднено) — «Трансперенси Интернешнл» выяснила, что, несмотря на рекомендованный большинству чиновников экономкласс, 63% бюджетов (более 90 млн рублей) на авиаперелёты оказались потрачены на бизнес-класс. При этом его стоимость на рейсах для российских чиновников превышал эконом в три-восемь раз и более.

Бизнес-классом летали и те чиновники, которым он по статусу не положен. В частности, сотрудники Минфина в чине ниже начальника департамента в 2018 году потратили на бизнес-класс 4,9 млн рублей, а в Минпромторге — 3,7 млн.

В Минфине заявили, что закон не запрещает принимать отдельные решения по билетам для сотрудников независимо от их должностей. Иногда билеты приходится приобретать оперативно в случае отмены рейсов, что влечёт дополнительные расходы и не всегда позволяет выбирать класс полёта. А в Государственной фельдъегерской службе, налетавшей за два года на 239 млн рублей, заверили, что все билеты приобретаются в экономклассе и часто ниже рыночной стоимости.

Небо, самолёт, Мантуров

«Трансперенси Интернешнл» обнаружила, что активнее прочих частным бизнес-джетом для служебных перелётов пользуется глава Минпромторга Денис Мантуров. При этом его командировки обслуживают как минимум два частных борта: Sukhoi Superjet 100 и дальнемагистральный Ту-204.

Сопоставив график полётов этих джетов с направлениями публичных командировок Мантурова, исследователи выяснили, что за девять месяцев 2019 года чиновник минимум 34 раза летал на суперджете и 23 раза — на Ту-204. Оба самолёта оборудованы VIP-салоном, полноценным спальным местом и мультимедийной системой.

В «Трансперенси» предположили, что министр использует эти самолёты не только в служебных, но и в личных целях. В пользу этого говорит тот факт, что девять раз они приземлялись в Геленджике, где у семьи Мантуровых есть бизнес-активы и личная недвижимость: таунхаус в элитном комплексе «Феллини парк» и гостевой дом площадью 818 кв. м в центре города. Полёт на Ту-204 из Москвы в Геленджик и обратно мог стоить 4–5 млн рублей.

Общая стоимость путешествий частными самолётами по маршрутам Мантурова в 2019 году превысила 200 млн рублей. Официальный доход министра годом ранее составил 443 млн рублей. Впрочем, представители правительства России заверили, что бюджетные средства на оплату частных самолётов не предусмотрены и не использовались.

Тем не менее свидетельств о полётах чиновниках на частных самолётах за государственный счёт достаточно. В частности, в октябре 2019 года частный самолёт Bombardier привозил на рабочую встречу в Воронеж зампреда правительства Татьяну Голикову и экс-министра образования Михаила Котюкова. В том же месяце бывший министр спорта Павел Колобков посетил на бизнес-джете Казань. Один час полёта Bombardier может стоить свыше 850 000 рублей.

Фото: Wikipedia, CC BY-SA 2.0

У «Секрета фирмы» есть страница в Instagram. Подписывайтесь!