Российские банки не спешат возвращать повышенный кешбэк
После того как ЦБ снял ограничения на предельный размер комиссий, российские банки получили возможность вернуться к прежним эквайринговым моделям, за счёт которых развиваются собственные программы лояльности. Как выяснило Frank Media, только 5 из 30 крупнейших российских банков в сентябре решили вернуть прежние уровни кешбэка. Ограничения действовали с 18 апреля по 31 августа.
В этот период максимальный размер комиссии банков для компаний, которые продают социально значимые товары или оказывают соответствующие услуги, составлял 1%. Социально значимыми признавались товары и услуги в сферах, где банки традиционно зарабатывали на эквайринге. Установление предела комиссии ЦБ объяснил необходимостью позволить бизнесу в условиях санкций снизить издержки, перестроив свою логистику.
Уже в июне зампред Центробанка Ольга Скоробогатова говорила, что продлевать снижение эквайринговых комиссий ЦБ не будет, потому что из-за меры «многие банки свернули программы лояльности, отменили кешбэки». «В результате пострадал именно потребитель. Мы точно не хотим, чтобы условия или финансовые сервисы для наших граждан ухудшались», — поясняли в ЦБ.
После отмены ограничений ряд банков улучшил условия программ лояльности, но далеко не все. По итогам опроса топ-30 крупнейших розничных банков журналисты выяснили, что уже смягчили условия программы лояльности «Сбер», Тинькофф-банк, «Санкт-Петербург», Кредит Европа банк, «Русский стандарт» и «Ренессанс кредит».
В то же время некоторые банки стали применять кешбэк более избирательно. Другие — например, «Уралсиб», ПСБ, Совкомбанк, «Зенит» — отметили, что не меняли условий программ лояльности в период ограничений и не планируют вносить в них изменения после их отмены.
Ранее стало известно, что российские банки за первую половину 2022 года получили убытки на 1,5 трлн рублей. Две трети совокупного убытка принесли действия, так или иначе связанные с иностранной валютой.