secretmag.ru
Опубликовано 30 ноября 2015, 18:44

Репортаж дня. Как крымский бизнес переживает блэкаут

Крым был полностью обесточен из-за подрыва двух ЛЭП, идущих из Украины, ночью с 21 на 22 ноября. Больше недели энергосистема на полуострове работает в режиме экономии, для этого применяются веерные подключения на несколько часов. Агентство РБК выяснило, как в таких условиях работает местный бизнес.

Репортаж дня. Как крымский бизнес переживает блэкаут

Крым был полностью обесточен из-за подрыва двух ЛЭП, идущих из Украины, ночью с 21 на 22 ноября. Больше недели энергосистема на полуострове работает в режиме экономии, для этого применяются веерные подключения на несколько часов. Агентство РБК выяснило, как в таких условиях работает местный бизнес.

Коммерческие учреждения сейчас получают свет на два часа с последующим отключением на шесть. Поэтому предпринимателям приходится либо временно закрываться, работать только в светлое время суток или покупать генераторы. Часть устройств поставляется из России и распределяется по заявкам, часть закупается у местных продавцов. Бизнесмены выбирают генераторы в зависимости от потребностей: например, для небольшого магазина достаточно генератора на 5–10 кВт, такой аппарат стоит от 80 000 рублей. Его мощности хватает, чтобы обеспечить питание для кассы и свет пары-тройки лампочек в торговом зале, а от холодильников бизнесмены вынуждены отказываться. «Пришлось всю заморозку убрать — мороженое, пельмени, кондитерку собственного производства, часть мяса, рыбу живую, тут у нас плавала, — говорит директор магазина «Фуршет» Сергей Чубенко. — На 120 000 рублей товара списал, а что делать, всё равно испортится. Вот с поставщиком пельменей, правда, договорился, что заберут на переработку хоть что-то».

Обслуживание генераторов — вторая статья расходов предпринимателей после покупки устройств, но бизнесмены говорят, что эти затраты некритичны. «Издержки? Теперь нам приходится ежедневно сжигать по тонне солярки для поддержания устройства, охлаждающего наши вина на брожении: оно используется для производства природных полусладких вин, в которых брожение прерывается за счёт низких температур», — рассказывает замдиректора крымской винодельни Alma Valley Игорь Сердюк. Исходя из нынешних крымских цен, компания ежедневно «сжигает» около 37 000 рублей, но повышать цены не собирается.

Глава ялтинской компании «Центринвест» Алексей Гринцевич, рассказывает, что на поддержание работы своего ресторана «Фабрикантъ» тратит 22 л солярки в час, то есть около 20 000 рублей в день. «Даже если мы работаем в ноль, закрываться всё равно нет смысла: на предприятии работают люди, их не отправишь в оплачиваемый отпуск, к тому же в открытые заведения приходят люди — переждать всю эту ситуацию», — комментирует он. Гринцевич отмечает, что тяжелее в этой ситуации строителям — площадки в основном заморожены. «Есть заключённые контракты с субподрядчиками, где зафиксированы обязательства и сроки, но это форс-мажорные обстоятельства, и я уверен, что не возникнет штрафных санкций к подрядчикам, которые, к примеру, сорвут сроки, — говорит он. — Для девелопмента остановка сейчас — это, конечно, плохо: зима в Крыму — активный строительный сезон».