secretmag.ru
Опубликовано 14 сентября 2015, 16:23

Расследование дня. Как владельцы «Трансаэро» потеряли свою компанию

1 сентября 2015 года на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было заявлено, что 75% плюс 1 акция «Трансаэро» купит «Аэрофлот» за 1 рубль. При этом долги «Трансаэро» вместе с лизинговыми контрактами достигли к этому моменту 260 млрд рублей. «Ведомости» публикуют историю того, как владельцы авиаперевозчика — супруги Плешаковы — построили и потеряли компанию.

Расследование дня. Как владельцы «Трансаэро» потеряли свою компанию

1 сентября 2015 года на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было объявлено, что 75% плюс 1 акция «Трансаэро» купит «Аэрофлот» за 1 рубль. При этом долги «Трансаэро» вместе с лизинговыми контрактами достигли к этому моменту 260 млрд рублей. Газета «Ведомости» публикует историю того, как владельцы авиаперевозчика — супруги Плешаковы — построили и потеряли компанию.

В 1992 году был создан Межгосударственный авиационный комитет (МАК), занимавшийся сертификацией воздушных судов, аэропортов, разработкой норм лётной годности и расследованием авиационных происшествий. Его председателем стала Татьяна Анодина, мать будущего гендиректора «Трансаэро» Александра Плешакова, а по совместительству генерал авиации, бывший начальник технического управления Министерства гражданской авиации СССР. «Татьяна Григорьевна знала о том, как устроен сложный бизнес авиаперевозок, всё. В отличие от лётчиков, которые руководили сотней авиаотрядов, на которые разделился в 1990-х годах "Аэрофлот" — единственный в СССР авиаперевозчик», — говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак.

Первый рейс «Трансаэро» состоялся 5 ноября 1991 года на арендованном Ту-154 по одному из самых прибыльных маршрутов — в Израиль. На заработанные за год полётов деньги «Трансаэро» приобрела в 1992 году своей первый Ил-86 и открыла маршрут Москва — Норильск.

В 1997 году «Трансаэро» подписала с Boeing соглашение о подготовке контракта на поставку 40 новых самолётов. «Компании повезло — она не успела купить ни одного нового Boeing. Иначе бы история "Трансаэро" могла закончиться, когда разразился кризис», — говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. К кризису 1998 года у «Трансаэро» было 17 Boeing 737, средний возраст которых был более 20 лет.

Ещё в 1997 году «Трансаэро» зарегистрировала авиационную компанию «Трансаэро», в совет директоров которой вошли два представителя олигарха Бориса Березовского. За несколько лет структуры Березовского смогли консолидировать почти 44% акций, и тогда компанию поддержал председатель Совета Федерации, губернатор Орловской области Егор Строев. В 2000 году олигарху пришлось покинуть Россию, а Строев помог компании сэкономить на налогах: по его распоряжению «Трансаэро» предоставили льготы на налоги в местный бюджет в размере 50% под обязательства реконструкции местного аэропорта и открытия регулярных рейсов из Орла в Москву. Аэропорт реконструирован не был.

В 2004 году авиакомпания сменила регистрацию на Санкт-Петербург, Плешаковы выкупили долю Березовского в 2005–2006 годах, что, по оценке «Ведомостей», могло обойтись им в 2,5 млрд рублей.

Плешаковы получили полный контроль над «Трансаэро» к 2006 году. Годом ранее авиапарк был восстановлен до уровня 1997 года — 17 самолётов. К 2010 году их количество достигло 59. При этом уже к концу 2009 года чистый долг авиакомпании в пять раз превышал EBITDA. А прибыль с 2007 по 2015 год «Трансаэро» показала только один раз — в 2011 году. Первые признаки кризиса в «Трансаэро» аналитики заметили в 2013 году — тогда компания с большой задержкой и оговорками аудитора опубликовала отчётность по МСФО. «А в 2014 году, когда начались события на Украине и экономическая ситуация стала всё быстрее ухудшаться, особенно в конце года, стало понятно, что "Трансаэро" не выжить», — говорит Рыбак.

Один из источников издания утверждает, что примерно тогда Плешаковы впервые предложили выкупить их бизнес за $300 млн, через год снизив предложение до $100 млн.

В октябре 2014 года Сбербанк сообщил об организации синдицированного кредита на сумму до 45 млрд рублей — на рефинансирование долга компании. Кроме того, после «Трансаэро» получила госгарантии на 9 млрд рублей кредита от ВТБ и отказалась от кредита Сбербанка, начав переговоры о новых госгарантиях на большие суммы — до 70 млрд рублей, но, по данным источников издания, судьба компании уже была решена. «Но применять сразу жёсткие меры к "Трансаэро" кредиторы и правительство опасались — иначе полстраны не приедет из отпуска», — говорит один из них.

«У Шувалова в определённый момент просто закончилось терпение», — говорит федеральный чиновник и отмечает, что никто в правительстве и государственных банках-кредиторах не понимал, о какой бизнес-модели говорят Плешаковы, и стало понятно, что реальной становится перспектива остановки полётов и забастовок сотрудников. Поэтому Шувалов передал пассажиров «Аэрофлоту», только этой компании хватило бы мощностей перевезти такое количество людей.

«Думаю, что для Александра Петровича Плешакова предложение отдать компанию за 1 рубль на заседании правительства было неожиданностью. Но он встал и сказал, что если банки иначе не готовы реструктурировать долги, то он готов уступить компанию, пусть банки разговаривают с другим акционером и что он благодарен "Аэрофлоту"», — рассказывает председатель совета директоров аэропорта Внуково и миноритарный совладелец «Трансаэро» Виталий Ванцев.

После покупки 75,1% акций «Трансаэро» «Аэрофлот» собирается на 70% сократить парк самолётов приобретённой авиакомпании, оптимизировать маршруты и реструктурировать долги.

Плешакова и Анодина на запросы «Ведомостей» не ответили.