secretmag.ru
Опубликовано 26 июня 2020, 17:33

Приговор Серебренникову. Реакция Кремля, политиков и музыкантов

Суд поставил точку в деле «Седьмой студии», главным фигурантом которого был режиссёр Кирилл Серебренников. Он и другие обвиняемые получили условные сроки и штрафы. Приговор Серебренникову стал главной темой дня и причиной стихийного митинга возле здания суда.

Приговор Серебренникову. Реакция Кремля, политиков и музыкантов

Приговор зачитывали шесть часов с паузами на перерывы, и за это время успело произойти много событий. О деле «Седьмой студии» высказались политики, деятели культуры и обычные россияне. Подборка высказываний — в обзоре «Секрета фирмы».

Политика

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что дело «Седьмой студии» — повод проверить, как расходуются государственные деньги в учреждениях культуры. Он выразил уверенность, что Минкульт проведёт необходимый анализ. Журналисты спросили у Пескова, не чувствуют ли в Кремле общественного напряжения в связи с делом Серебренникова. Чиновник ответил отрицательно.

«Общественного напряжения мы не чувствуем. Мы чувствуем, что очень многие деятели культуры высказывают своё мнение. В отличие от них, мы не можем высказывать своё мнение по судебным делам, мы не имеем на это права», — заявил Песков.

Глава Минкульта Ольга Любимова считает, что в деле «Седьмой студии» речь идёт о причинении крупного ущерба государству, а министерство в нём — потерпевшая сторона. Минкульт работает над тем, чтобы в будущем не допустить «трагических сюжетов, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами».

Возглавлявший Минкульт в 2008–2012 годах Александр Авдеев, напротив, выступил в защиту режиссёра. По его мнению, за растрату и обналичивание нельзя преследовать творцов. Перед законом все равны, согласился Авдеев, и растратчиков действительно надо наказывать.

«Но судебное разбирательство тоже не должно быть предвзятым и превращаться в преследование авторов фактически за то, что они первые сегодня замечательно обозначили новое крупное направление в развитии современного искусства. А их удивительным интеллектуальным вкладом будет обогащаться театральное дело во многих странах», — считает Авдеев.

У суда и в соцсетях

У Мещанского суда Москвы с утра собрались десятки человек. Заходившего в зал Серебренникова они встретили овациями. Несмотря на многочасовое чтение приговора, многие остались у здания суда, дожидаясь приговора.

Большинство выступало в поддержку Серебренникова и других фигурантов. Однако к суду пришла группа девушек в футболках с изображением Владимира Высоцкого и фразой «Обнал = украл. Вор должен сидеть в тюрьме» (отсылка к фильму «Место встречи изменить нельзя»). Они не смогли сказать, кто изображён у них на футболках.

Несколько заскучавших в ожидании приговора девушек решили потанцевать на лужайке перед судом.

В Сети многие тоже поддержали Серебренникова. Журналист Алексей Пивоваров выразил уверенность, что режиссёра судят за его оппозиционные взгляды.

Культура

Одним из первых в день приговора в поддержку Серебренникова высказался рэпер Мирон Фёдоров (Оксимирон). Он призвал подписчиков в соцсетях прийти к Мещанскому суду и сказать нет «заказным судебным процессам, цель которых — запугать свободомыслящих и творческих людей».

Лидер группы «Звери» Роман Билык, сыгравший в фильме Серебренникова «Лето», тоже пришёл к суду. Он заявил, что дело «Седьмой студии» подрывает доверие творцов к сотрудничеству с государством.

К зданию суда также пришли писатель Дмитрий Быков, оппозиционные политики Илья Яшин и Юлия Галямина.

Реакция на приговор

Поздравлять Серебренникова с освобождением начали ещё в зале суда.

Узнав, что Серебренникова и других фигурантов не посадят в тюрьму, собравшиеся у Мещанского суда зааплодировали.

Рома Зверь назвал сопереживающих Серебренникову «условно счастливыми людьми».

Отправив Серебренникова за решётку, государство сделало бы жестокую ошибку, заявила главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян. Она назвала «крайним бредом» правила расходования бюджетных средств и допустила, что в «Седьмой студии» действительно были нарушения.

«Эти правила как будто специально написаны так, чтобы всегда иметь получателей на крючке», — высказалась Симоньян.

Журналистка «Эха Москвы» Татьяна Фельгенгауэр назвала обвинительный приговор «позором, стыдом, ужасом и несправедливостью». С ней согласился главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов. Вместе с тем Фельгенгауэр добавила, что рада, что «сегодня все вернутся домой».

Вышедшего из зала суда Серебренникова обступили журналисты и поклонники. «Я рад за вас, только не заразитесь (коронавирусом), пожалуйста», — сказал им режиссёр.

Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!